Игорь Нефедоров Оказывается, 9 апреля на 84-м году жизни скончался известный методолог, психолог и математик Владимир Александрович Лефевр. Автор теории рефлексивных игр. Ученик и соавтор Георгия Петровича Щедровицкого. В т.ч. он занимался военной кибернетикой: участвовал в создании первого советского военного компьютера «Бета-1». От машины требовалось решать тактические и стратегические задачи боевого столкновения.
Но Лефевр после переезда в США больше запомнился интересными опытами, показавшими разницу в психологии американцев и россиян. Он задавал им четыре стандартных вопроса:
-Должен ли врач скрыть диагноз - рак, чтобы больной меньше страдал?
- Следует ли наказывать преступников строже, чем предусматривает закон, чтобы другим неповадно было?
- Можно ли лжесвидетельствовать, чтобы спасти на суде невиновного?
- Надо ли подсказывать другу на экзамене?
Вопросы в замаскированном виде ставят важную этическую проблему: следует ли добиваться доброго результата, используя заведомо неблаговидные средства? Лефевр задавал эти вопросы коренным американцам и приехавшим в США россиянам, прожившим в Америке несколько лет и искренне пытавшимися вжиться в американское общество.
Подавляющее число американцев (от 90% и выше) отвечали на все четыре вопроса «Нет». Они не принимали союз добра и зла, негативно оценивали подобную практику (считали позитивным чёткое разъединение добра и зла).
Большинство же бывших россиян (от 90% и выше) ответили «Да» на все четыре вопроса, показав, что для них союз добра и зла выглядит позитивно, а разъединение - наоборот, негативно.
Вторая группа вопросов была такой:
- Следует ли в конфликте с наглецом пытаться найти компромисс?
- Правильно ли поступил руководитель группы захвата, решивший без всяких разговоров уничтожить террористов в самолёте на аэродроме (и одновременно - пассажиров) и даже не попытавшийся предложить им сдаться?
Американцы в большинстве полагали, что надо пытаться идти на компромисс, а бывшие россияне - никогда.
Лефевр пришёл к выводу, что между американским (и шире - протестантским) и российским обществом существует фундаментальное различие: разный подход к разрешению противоречий.
В частности, человек с российской этикой не способен пойти на компромисс: это для него означает понизить статус самооценки. Зато отбросить любые компромиссы и быть непримиримым означает подъём внутреннего образа своего статуса. В российской этике нет процедуры разрешения конфликта, сохраняющего достоинство обеих сторон.
Из комментов:
Юрий Волков два последних вопроса и ответы на них нет показал всю жестковыйную сущность тех опрашиваемых русских... и наверняка украинских и бухарских, евреев
Татьяна Калинина Наоборот (по В.Лефевру) в этической системе русских (СССР) - Добро+Зло=Зло. Отсутствие компромисса. В США - Добро+Зло=Добро. Компромисс. О компромиссе развита тема во второй части текста.Однако в конце жизни Лефевр ударился лбом о парадокс им же созданной теории о двух этических системах. Парадокс заключался в том, что чем бескомпромисснее ЭС (СССР), тем компромисснее и мягче отношения членов сообщества, и наоборот, чем более компромиссна этическая система, тем жестче и бескомпромисснее взаимоотношения ее членов. Лефевр не был дураком, хотя и многое сделал для развала СССР. Аминь. (Дополнила мой первый коммент.)
Татьяна Калинина Более интересными в этой теории мне кажутся предложенные Лефевром архетипы Героя, Святого и Обывателя в двух этических системах. Вот это похоже на правду. Наш Герой ИМ кажется простофилей. А их Герой нам видится лицемером.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2581092282159667&id=100007767600734