Я погуглил сабж и, к своему удивлению, почти ничего не нашел. А ожидал кучу аналитических текстов, ведь феномен - налицо!
Достаточно полистать фейсбук. И там, и в других уголках Сети, и в вотсаппе с вайбером, помимо традиционных для фольклора, то бишь устного народного творчества, жанров - анекдотов, пословиц, частушек, баек, городских легенд - пышным цветом цветут новые, сугубо письменные. А порой и визуальные, и аудиовизуальные (картинки и видео) - с текстом и без оного.
Это новое явление возникло благодаря новым способам коммуникации: на смену древнему фольклору, передаваемому из уст в уста, пришло не имеющее еще названия явление - передаваемое с экрана на экран. Во всяком случае, я пока не обнаружил его названия. Разве что - "баяны"?
Это тоже творчество, тоже народное (то есть безымянное), только не устное. Попробую собрать здесь несколько образчиков. Конечно, трудно отделить изначально устные шутки, прибаутки, хохмы и анекдоты от изначально письменных, визуальных и аудиовизуальных. Да и так ли уж это важно? Что было сначала - яйцо или курица?
Впрочем, в отличие от традиционного фольклора, безымянность не является непременным признаком. При желании порой удается установить/восстановить имя автора. А порой и искать не надо: текст или рисунок содержит его за значком (с). Ну или фигурирует в блоге человека, постящего только свои собственные тексты.
Предвижу возникновение новой науки, аналога фольклористики, изучающей этот новый феномен. Предлагаю временное рабочее название: письнатвология. Или письнатвористика? А обьект изучения пусть называется письнатвор (похоже на фольклор, правда?).
Хотя картинки и видео - никак письменным творчеством не назовешь.... потому я и не нашел ничего по этим ключевым словам... А когда задал Гуглю другие - выяснилось, что и название явления есть (даже много названий), и наука соответствующая тоже. Но об этом - в конце. Сначала - несколько примеров.
Итак:
Жена - мужу: - Если я уйду к другому мужчине, ты будешь жалеть?
- Зачем мне жалеть чужого мужчину?
+++
+++
+++
+++
+++
+++
Дмитрий Синёв Инициатор дискуссий ·
21 октября в 18:39 Армстронг, выходя из ракеты, произнес историческую фразу:
- Маленький шаг для человека, огромный прыжок для человечества. И добавил вполголоса:
- Удачи, мистер Горский.
По возвращении на Землю, в течение 10 лет настырные журналисты пытались добиться от Армстронга объяснения этой фразы, но на все вопросы тот отвечал, что ничего сказать не может. Вопрос стал традиционным, как и ответ. Внезапно, через 10 лет после полета, получил на пресс-конференции стандартный вопрос:
- А кто же все-таки такой мистер Горский?
Армстронг неожиданно ответил, что. поскольку Горский умер, он чувствует себя вправе объясниться:
- Когда мне было семь лет. мы с братом играли в бейсбол во дворе. Брат слишком сильно ударил по мячу, и он упал под окнами спальни наших соседей. Горских. Я побежал поднимать мяч и услышал, как госпожа Горская говорит мужу:
- Оральный секс?! Ты хочешь орального секса? Ты его получишь, когда соседский мальчишка прогуляется по Луне!
+++
Игорь Лебедев17 октября в 21:03 - Ты еще не замужем?
- Нет. Мне ведь нужен тот, кого не интересует ни мое тело, ни мои деньги, ни мои связи, ни моя квартира и машина, а нужна моя душа.
- Ты хоть понимаешь, что хочешь дьявола?
+++
Марина Хокканен для
#Безумный_Шляпник 15 октября в 06:53 Статистика в
#Безумный_Шляпник Недавний опрос показал, что 85% наших граждан счастливы.
Остальные 15% на момент опроса были трезвые.
(с)
+++
+++
+++
+++
Хотите знать, как же все это (и многое другое) называется? Наберите в Гугле "сетевой фольклор". Он же интернет-фольклор (постфольклор, медиалор, ньюслор, техлор, фолькнет, нетлор, фольклор в интернете, е-фольклор, киберфольклор, киберлор, компьютерлор). Как гласит Википедия, это - мультимедийное народное творчество в интернет-коммуникациях.
Как самостоятельный феномен возникает и развивается с последней четверти XX столетия; теоретически рассматривается как перемещение креативной массовой коммуникации, выступающей основой фольклора, на сетевые платформы (что вызывает к жизни новые жанры фольклора и реконфигурирует традиционную жанровую систему). Современная теория интернет-фольклора тяготеет к автономии от фольклористики в отдельную дисциплину, пересекаясь с цифровой этнографией и сетевой антропологией. Интернет-фольклор рассматривается как феномен коммуникации, возникающий на стыке креативности (художественности), анонимности (коллективности), вариативности (изменчивости), виральности (массовизации), мультимедийности (технологичности). Каждая из этих позиций рассматривается как относительная характеристика.
(предыдущий абзац - лишь преамбула здоровенной статьи, к коей и отсылаю всех любопытствующих. Там одних только ссылок на первоисточники 79 штук).
Ну а я лучше займусь поисками новых хохм и баек.