(окончание)
А это Мельгунов сообщает о центральном аппарате ЧК: "Только в одной В.Ч.К. непосредственно служащих в 1919 г. было более 2000, из них три четверти латышей. Латыши вообще занимают особое положение в учреждениях Ч.К. Они служат здесь целыми семьями и являются самыми верными адептами нового „коммунистического строя“. Это своего рода „чужеземная опричнина“ - в Москве Ч.К. называли „вотчиной латышей“. Бюллетень левых с.-р. так характеризует эту тягу к Ч.К. со стороны латышских элементов: „В Москву из Латвии в В.Ч.К. едут как в Америку, на разживу“. Латыши и латышки, зачастую не владея русским языком, ведут иногда допросы, производят обыски, пишут протоколы и т. д." Все это многие юдоозабоченные авторы приписывают евреям. Об участии латышей в большевистском терроре они вспоминают только в тех случаях, когда нынешняя Латвия предъявляет Москве счет за "советскую оккупацию". Понятно: евреи для них враг постоянный, латыши - по случаю.
Схожие с мельгуновскими данные содержит и книга "Дзержинский" известного русского писателя-эмигранта, тоже непосредственного свидетеля революционных событий, Романа Гуля.
Да вот и почвенник Кожинов сообщает: "Во главе - то есть именно на самых высоких постах - собственно „силовой“ и карательной власти - ВЧК-ГПУ-ОГПУ - находились поляки Дзержинский и Менжинский, а также латыши Мартин Лацис и Якоб Петерс". А вот еще определеннее: "Часто можно столкнуться с утверждениями, что ВЧК и, затем, ГПУ вообще, мол, „еврейское“ дело. Однако до середины 1920-х годов на самых высоких постах в этих „учреждениях“ (постах председателя ВЧК-ОГПУ и его заместителей) евреев не было; главную роль в „органах“ играли тогда поляки и прибалты (Дзержинский, Петерс, Менжинский, Уншлихт и др.)... Только в 1924 году еврей Ягода становится 2-м заместителем председателя ОГПУ". Роль евреев в руководстве "органов" заметно возрастет в 30-х годах, но к тому времени главная игра была сыграна: банк был сорван уже к 1922 году, и этим "банком" была - Россия.
Наконец, мы располагаем теперь исчерпывающей работой по этому вопросу Л. Кричевского, которая так и называется: "Евреи в аппарате ВЧК - ОГПУ в 20-е годы". Он сообщает: "В сентябре 1918 г. в аппарате ВЧК в Москве работал 781 сотрудник". И затем он приводит табличку представительства нацменьшинств в этом аппарате: латыши - 278 (35,6%), поляки - 49 (6,3%), евреи - 29 (3,7%). Остальные 425 сотрудников (54,4%) были, в основном, очевидно, русскими. Но по мере подъема по служебной лестнице доля представителей нацменьшинств возрастала. Из 70 комиссаров латышей было 38 (54,3%), русских - 22 (31,4%), поляков - 7 (10%), евреев - 3 (4,3%). А из 42 следователей и заместителей следователя, где требовался наиболее высокий уровень образования, евреев было уже 8 (19,1%), латышей - 14 (33,3%), русских - 13 (30,9%), поляков - 7(16,7%).
Неужели эти 3 еврейских комиссара (4,3%) и 8 следователей (19,1%) могут рассматриваться как показатель засилья евреев в центральном аппарате ЧК?
Далее автор приводит таблицу национального состава секретных отделов ГубЧК на июнь-июль 1920 года. Он отмечает, что "секретные отделы - самое активное звено в структуре органов ЧК", они проводили "борьбу с антикоммунистическими организациями и политическими партиями, надзор над духовенством и т. п.". Из 1805 сотрудников этих отделов русских было 1357 (75,2%), латышей - 137 (7,6%), евреев - 102 (5,6%), поляков - 34 (1,9%), украинцев - 15 (0,8%). А из примерно 50 тысяч всех сотрудников ГубЧК на конец 1920 года русские составляли 77,3%, евреи - 9,1%, латыши - 3,5%, украинцы - 3,1%, поляки - 1,7%.
Заметим, что, по данным того же Кричевского, русские составляли в 1920 году 55% населения страны, и 77,3% русских в ГубЧК - это уже можно рассматривать как "засилье". Кричевский приводит еще данные о национальном составе в 1922-1924 годах органов ГПУ-ОГПУ, пришедших на смену ЧК. Картина примерно та же. Надо еще учесть, что в "органы" тогда шло практически только городское население. В начале 20-х годов более 50% евреев были городскими жителями, по переписи 1926 года - 80%, а русских - только 18%.
В 2006 году из печати вышла книга Вадима Абрамова "Евреи в КГБ". Название это не вполне точное, ибо автор отслеживает участие евреев в "органах" за все годы советской власти. Нет места приводить ее подробный анализ, скажу лишь, что в целом труд Абрамова подтверждает данные Мельгунова и Кричевского.
Если Шульгин, Шафаревич, Буровский, Кара-Мурза делают вид, что они не знакомы с основополагающей работой по этой теме Мельгунова, с книгой Гуля, с фундаментальной статьей Кричевского, то Солженицын не скрывает своего знакомства с ними. Но вместо анализа этих содержательных произведений он отделывается общими словами, как, например, о книге Мельгунова: "Сколь ни углубляться в историю ЧК, Особотделов, ЧОНов - слишком много деяний и имен останутся навсегда неизвестными, засыпанные прахом истлевших свидетелей и пеплом сожженных большевистских документов". Как засыпаны? Ведь Мельгунов, свидетель эпохи (он сам побывал в застенках ЧК), своей книгой и хотел донести до нас правду о ней. Почему же ты ее игнорируешь - потому что правда эта не укладывается в твою сочиненную "правду"?
Вот она, его "правда": "Как же объяснить, что население России - в целом - сочло новый террор „еврейским террором“?.. Почему и в красных рядах, и в белых, вообще у народа, - отложилось впечатление, что чекисты и евреи - едва ли не одно и то же? И кто виновен в таком впечатлении? - Многие, в том числе и Белая армия, о чем ниже. Но никак не в последнюю очередь сами те чекисты, кто ревностной службой в верхушке ЧК послужил такому отождествлению". Как объяснить? Да очень просто: врать не надо. Достаточно прочитать книгу Мельгунова, чтобы убедиться: в верхушке ЧК евреев вообще не было, были поляки и латыши. Это и Кожинов подтверждает, и Кричевский, и Абрамов.
А как он анализирует насыщенную огромным количеством цифр работу Кричевского? Цифры эти в корне противоречат его утверждению, что "чекисты и евреи - едва ли не одно и то же". Что предпринимает в этой ситуации наш "честный" автор? Он предпочитает говорить не о евреях, а о "национальных меньшинствах" вообще, доля которых в центральном аппарате ВЧК достигала 50 - 70%. И затем делает такой "изящный" вывод: "Среди национальных меньшинств, на фоне множества латышей и изрядного числа поляков, весьма заметны и евреи, особенно среди „ответственных и активных сотрудников ВЧК“, комиссаров и следователей". Но зачем же это "весьма заметны", если есть конкретные цифры?
Нобелевский лауреат опустился до уровня Кара-Мурзы или Буровского. Призывал нас в свое время "жить не по лжи", а сам ради сокрытия правды извивается как уж. Могло мне в свое время, когда следователи КГБ терзали меня и мою семью за хранение "Роман-газеты" с "Одним днем Ивана Денисовича" и портрета Солженицына с сыновьями, прийти в голову, что четверть века спустя мне придется вскрывать его недостойные уловки?..
Таким образом, утверждения о преобладании, о засилье, о доминировании евреев в органах ВЧК - ОГПУ во время Гражданской войны, о том, что евреи несут львиную долю ответственности за злодеяния этих органов, - все это является такой же злобной и беспочвенной выдумкой, как и возложение на евреев ответственности за Русскую революцию в целом.
О коллективной ответственности народов
Вопрос о коллективной ответственности народов - весьма щепетильный. После Второй мировой войны, когда нацисты самым крайним образом применили этот принцип по отношению к евреям и цыганам, в цивилизованном мире сформировалось убеждение в том, что принцип коллективной ответственности народов - это несомненное зло, и только зло, без каких-либо исключений.
Так что же, теперь от этого принципа надо полностью отказаться? Нет, это тот нечастый случай, когда я выражаю согласие с Солженицыным, который требует от всех народов: "Отвечать, как отвечаем же мы за членов своей семьи. А если снять ответственность за действия своих одноплеменников, то и понятие нации вообще теряет всякий живой смысл". Он уточняет, что речь идет не о репрессиях в отношении "провинившихся" народов, а о моральной ответственности, и с этим тоже надо согласиться.
Но очень скоро выясняется, что весь разговор он затеял ради того, чтобы потребовать покаяния за преступления большевиков... от евреев. Справедливо отклоняя доводы типа "Почему еврейская масса должна отвечать за мерзости отдельных евреев-комиссаров?", он говорит: "Так ведь и немцы могли отговариваться за гитлеровское время: „то были не настоящие немцы, а подонки“, они нас не спрашивали". Не замечает, что сам себе ловушку поставил. Немцам "отговариваться за гитлеровское время" было трудновато - потому что это они привели Гитлера и гитлеровцев к власти. А большевиков к власти разве евреи привели? Да ведь сам Солженицын, если помните, писал: "Чем ближе к Октябрьскому перевороту, чем явственнее росла большевистская угроза, - тем еврейство... становилось все более оппозиционным к большевизму... Да, верно: в 1917 году мы свою судьбу сварганили сами, своей дурацкой головой - начиная и с февраля и включая октябрь-декабрь". Почему же каяться за "большевистское время" должны евреи?
А если говорить об участии представителей разных народов в преступной большевистской партии, то мы с цифрами в руках выяснили, что доля евреев составляла не более 4-5%, что примерно соответствовало их проценту в населении страны. К этому можно добавить максимум 1-2% латышей, каких-то 0,5% поляков и т. д. Как ни крути, и в этом случае не менее 90% ответственности за деяния большевиков падает на русских. Напомню, мы уже договорились: то, сколько кого было в руководящих органах большевиков, к данному вопросу не имеет отношения, ибо всех руководителей выбирало на их посты русское большинство в партии, оно за них и ответственно.
Ну, правда, Солженицын, когда это ему не интересно, никакими цифрами не интересуется. Зато он в своем труде охотно приводит размашистые оценки разных авторов такого рода: "Еврейская доля участия в русском большевизме - увы - непомерно и несоразмерно велика"; "Не подлежит никакому сомнению, что число евреев, участвовавших в партии большевиков... не находится ни в каком соответствии с процентным отношением евреев ко всему населению России" и т. д. Помните, лет 40 назад он призывал нас "жить не по лжи"? Ложь бывает многоликой...
Известно: правопреемство нацистского Рейха приняло на себя послевоенное немецкое государство (ФРГ), оно же приняло на себя моральную и материальную ответственность за преступления нацистов. Кто объявил себя правопреемником большевистского СССР? Российская Федерация. А ответственность за преступления большевиков должны принять на себя евреи? Кто конкретно: государство Израиль, Конгресс евреев России, Синедрион сионских мудрецов?
Покаяние за преступные деяния предков на общественном и индивидуальном уровне не в том заключается, чтобы рубаху на груди рвать. Я 17 лет живу в Германии и вижу, как выглядит покаяние немцев. Плоды этой многосторонней работы проявились не сразу, и сопротивление ей было немалое, но то, что Германия сегодня - другая страна, результат этой работы.
А кто озаботился этим в СССР? Именно евреи. В советской литературе первым открыто поставил вопрос о сходстве советского и нацистского режимов Василий Гроссман в книге "Жизнь и судьба". В Германии подобные произведения получали поддержку правительства, а что сделало с романом и его автором советское правительство, состоявшее к тому времени практически из одних русских, хорошо известно.
А это пишет сам Солженицын: "М. Ромм нашел смелость недвусмысленно высказаться в публичной речи об известной кампании против „космополитов“, - и это стало одним из первых документов самиздата". Но "кампания против „космополитов“" - это ведь еще при Сталине!? Но тогда это означало не риск положением, карьерой, а - жизнью. Конечно, Солженицын тут же вспоминает о созданных Роммом просоветских фильмах-фальшивках, но подобные фальшивки (разве что менее талантливые) создавали сотни и тысячи режиссеров, писателей, художников, а с отчаянно смелым протестом выступил один Ромм...
И далее Солженицын признает: "И с тех пор евреи дали значительное пополнение „демократическому движению“, „диссидентству“ - и стали при том отважными членами его... Так евреи снова оказались... истинным, и искренним ядром нововозникшей оппозиционной общественности. Так что и - никакое прогрессивное движение без евреев снова стало невозможным. Кто остановил поток лживых политических (и чаще полузакрытых) процессов? Александр Гинзбург. - Вслед за ним Павел Литвинов и Лариса Богораз. Не преувеличу, что их обращение „К мировому общественному мнению“ в январе 1968 - не отданное капризам самиздата, а протянутое Западу бесстрашной рукой перед фотоаппаратами чекистов, - было рубежом советской идеологической истории. - Кто те семеро отважных, кто потянул свои чугунные ноги на Лобное место 25 августа 1968? - не для успеха протеста, но жертвой своей омыть российское имя от чехословацкого позора? четверо из тех семи евреи. - Не забудем и Семена Глузмана, не жалевшего своей свободы в борьбе против „психушек“. - И многие московские интеллигенты-евреи из первых удостоились партийной кары".
Да, возвышались в диссидентском движении две русские фигуры - Андрея Сахарова и самого Солженицына, и были еще весьма значительные - Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Глеб Якунин, Леонид Бородин. Но и еврейских было немало значительных фигур, а в целом евреев в движении было, пожалуй, не менее 50%. Сравните: евреев-большевиков в период Гражданской войны было 4-5% - примерно столько же, как в населении, а в диссидентском движении в 60-е - 80-е годы не менее 50% - притом, что в населении евреи составляли менее 1%!
Александр Исаевич, какого лешего вам еще надо? (Это писалось еще при его жизни).
Труд его "Двести лет вместе" - о совместном проживании русских и евреев. Но о необходимости покаяния евреев и "недостаточном" их покаянии он пишет на десятках страниц, а о покаянии русских у него - одна дежурная фраза: "Как и мы, русские, должны отвечать за погромы, и за тех беспощадных крестьян-поджигателей, за тех обезумевших революционных солдат, и за зверей-матросов". Как он сам "отвечает" за еврейские погромы, за гнусный процесс Бейлиса и многое другое, чем обязаны евреи России, мы говорили в предыдущих статьях: в основном его "покаяние" сводилось к попыткам приуменьшить вину правительства, да и самих погромщиков. Но ладно - евреи. Посмотрим, как русские каются хотя бы за то, что сотворили со своими, кровными - кулаками, врагами народа и прочими.
Неловко за писателя земли русской, когда он в своих "Двести лет вместе", обращаясь к евреям, жалостливо, как нищий на паперти, просит: "Но разве в нашей огромной вине, в нашей неудавшейся истории - совсем, нисколько нет вашей доли?"
Отвечаем: есть наша доля - 4-5%! Вам легче стало? Пора научиться русским отвечать за свою "неудавшуюся историю" и не искать виновных на стороне - в евреях, лицах кавказской национальности, империалистах...
Кстати, Солженицын с благодарностью принял из рук Путина государственную награду. В свое время он отказался принять награду от Ельцина. При первом президенте России тоже мало было сделано для осознания россиянами своей новейшей истории, но хоть какое-то движение в этом направлении было. При Путине все пошло вспять. Но путинский режим оказался Солженицыну ближе, и, приняв от Путина награду, он взял на себя толику ответственности за то, что Россия отказалась даже от намека на покаяние за свое недавнее прошлое.
Если писатель земли русской не смог найти слов покаяния за злодеяния своего народа над самим собой, чего тогда ожидать от самого этого народа?
В. Сунгоркин в "Комсомольской правде" рассказал, какой поток писем хлынул в газету после небольшой его публикации об одном из бывших сталинских лагерей в Читинской области. Жительница Иркутска Иванова писала: "Вы сталинское время порочите. Больше бы в то время таких лагерей, чтобы отпрыски кулаков там подохли". Гринев Г. М. Из Московской области: "Мы жили в тяжелое время. В лагерях сидели за преступления - что нам их кормить, что ли?" Автор обобщает: "Все чаще слышно: сколько можно копаться в прошлом - хватит, надоело, народ устал!"
Георгий Кузнецов, ведущий телепрограммы "Киноправда?" в "Независимой газете" делился впечатлениями от реакции зрительской аудитории: "Из 600-700 телефонограмм, поступающих в студию, примерно половина содержит проклятия в наш адрес. Нас упрекают, что мы хотим лишить людей всякой нравственной основы... Гостям студии трудно вынести этот физически ощущаемый вал ненависти". О том же писал Константин Кедров в "Известиях": "Телевидение завалено требованиями: прекратить, запретить, не пускать, посадить, расстрелять".
Некто З. Артемьева из Калуги прислала в "Известия" письмо, где были такие строки: "Внутренняя политика государства служила большинству народа, а гибло в лагерях и тюрьмах меньшинство (саботажники, антисоветчики, бывшие эксплуататоры всех мастей). Да, были и невинные люди, но... для переходного периода 10 процентов незаконных умерщвлений, смертей от голода, репрессий - это нормально..."
Таких свидетельств - тысячи. Чему удивляться, если в стране, в отличие от Германии, не произошло национального покаяния?
На этой почве не могло вырасти ничего другого, кроме путинского режима.
И не зря эту почву Путин хранит и удобряет.
Несколько лет назад он поставил перед Академией педагогических наук задачу создать такие учебники по новейшей истории России, которые "не навязывали бы учащимся чувства вины за историю России", а, напротив, рисовали Россию "как великую державу, которой не следует стыдиться своего прошлого".
Такого откровенного заказа на фальсификацию отечественной истории. вероятно, трудно найти даже у самых бесстыжих режимов.
Наше повествование о Русской революции подошло к концу. О многом не удалось сказать, целые темы остались за кадром.
А теперь - общий вывод к статьям цикла. Само активное участие евреев в революции - несомненно. Но участие это не было решающим. По признанию многих русских мыслителей, революция в своих основных чертах развивалась бы так же, как и при их участии. Россия шла к своей революции веками, когда еще и евреев в ней не было, - тем, что самодержавный режим не хотел откликаться на вызовы современности, тем, что высшие классы держали в рабстве большинство своего народа.
Израиль Зайдман http://www.kasparov.ru/material.php?id=59047E7F7A62C