29 марта 2009 года, в Неделю четвертую Великого поста и день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литургию Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Москвы.
По завершении чтения Евангелия Его Святейшество обратился к молящимся с Первосвятительским словом, в котором на примере евангельского повествования об исцелении бесноватого отрока (см. Мк. 9. 17-31) рассказал о значении поста, молитвы и горячей веры в Бога, могущей победить диавола. «Взмолился несчастный отец, прося Спасителя исцелить отрока. И тогда Господь, обращаясь к нему, спрашивает: верит ли он? То есть верит ли он в то, что Господь может это совершить, - пояснил Святейший Патриарх Кирилл. - И добавляет, что все возможно верующему. Только после того, как отец отрока исповедует свою веру, Господь исцеляет несчастного и, обращаясь к ученикам, говорит, что род сей, то есть диавольский род, может изгоняться только молитвой и постом».
Это евангельское чтение заставляет нас подумать о том, что такое беснование, сказал Его Святейшество и напомнил, что Евангелие содержит множество свидетельств о том, как Господь исцелял одержимых демонами. «Это были буйные люди, и в нашем сознании бесноватость - это и есть некое буйство, потеря разума, - отметил Святейший Владыка.- Но это совсем не так. Беснование есть одержимость духом злобы, диавольским духом; бесноватость может сопровождаться умопомешательством, а может и не сопровождаться... Если диавол овладевает человеческим сознанием, то ум человека подчиняется диаволу, и происходит это не через какое-то непосредственное внушение диавола, а происходит это часто путем естественным».
В качестве примера Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил некоторые события человеческой истории. «Нередко для того, чтобы овладеть сознанием человека, используется диаволом человеческая мысль, которая складывается в некую идеологию», - отметил Его Святейшество.
«Мы знаем на примере истории, как, отдавая свой разум идеологии, имевшей своим источником не Бога, а диавола, люди становились бесноватыми. В истории нашего Отечества было такое общенародное умопомешательство и беснование, когда идеология была воспринята как некое учение о спасении, - напомнил Святейший Владыка. - Когда люди, осуществляя положения этой идеологии, стремились жизнь свою ей полностью подчинить. Как проницательно сказал еще в XIX веке о таком умопомешательстве наш великий писатель Ф.М.Достовеский, назвав бесами тех, кто разум свой пленил бесовскими мыслями! Мы знаем, как дорого стоило нашему Отечеству это пленение разума; мы знаем, к каким страшным жертвам все это привело, - к разрушению святынь, к попранию человеческого достоинства, к разрушению основ национальной жизни. Плененный разум работал на диавола, выполняя его волю. Но разве это выглядело как беснование? Разве бросались люди, которые осуществляли все то, что было угодно диаволу, в грязь на улице? Разве скрежетали они зубами? Они служили диаволу потому, что поработили свой разум его мыслями».
И сегодня люди подчиняют свой разум опасным греховным идеям; многие идеологии используют дарованную Богом свободу для того, чтобы человека превратить в зверя, чтобы раскрепостить греховное инстинктивное человеческое начало, отметил Его Святейшество: «Идею жизни на основе инстинкта подхватывает литература, средства массовой информации… И миллионы людей порабощают свой разум этими диавольскими мыслями, становясь бесноватыми».
Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6.12), - привел Предстоятель Русской Православной Церкви слова апостола Павла и подчеркнул, что задача Церкви заключается в том, чтобы говорить людям об опасности беснования, о нежизнеспособности человеческого общества, подчиненного диавольской силе.
«Каким же образом можно противостоять попыткам диавола распространить свою власть на весь род человеческий? - задает вопрос Его Святейшество. - Нет другого способа и другого средства, кроме горячей веры в то, что Бог сильнее диавола; нет другого средства, кроме молитвы и поста, как мы об этом слышали мы в сегодняшнем Евангелии. Диавольские ухищрения, влияние лукавого на человеческое сознание, тонкое воздействие на волю и на чувства мы не способны преодолеть силой своего разума, воли и чувств, потому что люди слабее диавола. Только силой Божией мы можем противостоять ему, только силой Божией мы можем сохранить свой разум свободным от диавольского влияния, волю свою - сильной и направленной к добру, чувства свои - светлыми. И средство против него одно - молитва и пост. Другого средства не существует».
Молитва и воздержание должны быть в центре нашей жизни не только в дни поста, но и в любое время, подчеркнул Святейший Патриарх, потому что речь идет не только о воздержании от пищи, но и о способности человека контролировать свои чувства, свои эмоции, свои поступки. «Пост как внутренний духовный контроль над мыслями и действиями, молитва как постоянная связь с Богом, как обращение к Нему, как мольба о спасении», - сказал Святейший Патриарх Кирилл.
«Господь неслучайно сказал эти столь великие и значительные слова апостолам, - добавил Его Святейшество. - Этим Он дает нам всем надежду».
В четвертое воскресенье Великого поста мы слышим проникновенные слова о преображающей человека великой силе молитвы и поста, ибо иногда у людей к середине поста ослабевают силы, воля, желание поститься и молиться, отметил Святейший Владыка. Слова Спасителя призваны нас поддержать во время постного поприща, но самое главное - именно эти слова открывают нам путь к спасению, путь к стяжанию подлинной свободы, внутренней свободы от действий диавольских, от порабощающего душу греха. «Ибо только через такую богодарованную свободу мы обретаем возможность и способность быть детьми Божиими и наследниками Его Царства», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.
http://www.mospat.ru/index.php?page=44584