Забастовки ценой в миллиарды

Nov 22, 2007 20:57


Забастовки ценой в миллиарды

Парижан выручают велосипеды

Николя Саркози не откажешь в политической смелости. Выступая 20 ноября перед делегатами конгресса мэров Франции, он ясно сказал: « Мы не уступим и не отступим », имея в виду свою программу реформ, вызвавшую в стране волну забастовок. Его выступление состоялось в тот день, когда на улицы вышли сотни тысяч людей - к бастовавшим уже более недели железнодорожникам и работникам городского транспорта присоединились госслужащие, которых вполне можно назвать более привычным для русского уха словом « бюджетники ».

В государственном секторе во Франции работают более 5 миллионов человек, то есть одна пятая часть активного населения страны. Это - школы, почта, телефонная связь, налоговые службы. Их представители требуют корректировки заработной платы, чтобы компенсировать снижение покупательной способности. И протестуют против планов ликвидации 23 тысяч рабочих мест.

Когда значительная часть работников госсектора прекращает работу даже на один день, это весьма ощутимо. В Париже, например, в прошлый вторник было закрыто большинство школ и детских садов: родители ломали голову, с кем оставить детей. Причем это наложилось на восьмой день забастовки на транспорте. В результате крупные города и дороги в пригородах всю неделю были забиты ужасающими пробками: все, кто обычно ездит на работу в метро, на автобусе или в электричке, пресели за руль собственных автомашин.

У кого нет своей машины, договаривается с соседом. Или вызывает такси. Или голосует на перекрестке, ловит попутку. Или идет пешком. Или берет напрокат велосипед. Или берет отгул или отпуск за свой счет. Начальство старается проявлять понимание, но его терпение не безгранично. Из-за отсутствия людей на рабочих местах страдает производство, заказы не выполняются в срок, нарастает недовольство клиентов.

Первые шесть дней забастовки на железных дорогах Франции принесли убытков на 100 миллионов евро. А общие потери страны составляют, по оценке министра экономики и финансов Кристин Лагард, от 300 до 400 миллионов евро в день. То есть общий счет идет уже на миллиарды.

Транспортники (а вместе с ними и работники газовых и электрических сетей) выступают против отмены так называемых « специальных режимов пенсий ». Суть дела в том, что сейчас эти категории могут выходить на пенсию раньше прочих: им достаточно накопить 37,5 лет рабочего стажа, в то время, как другим требуется 40 лет, чтобы получать полную пенсию. К 2012 году правительство намерено ликвидировать эту льготу.

Еще одна реформа, вызывающая массовое недовольство - закон « О свободах и ответственности университетов », принятый в июле и вступивший в силу 10 августа. Он предусматривает, что через 5 лет все университеты Франции станут полностью автономными и сами будут распоряжаться своими бюджетами. Они смогут создавать специальные фонды для привлечения частного финансирования. Многие студенты и препождаватели опасаются, что это - уловка государства, чтобы снизить субсидии. Есть даже опасения, что « нерентабельные » факультеты и специальности, не представляющие интереса для частных инвесторов (например, философия), могут постепенно исчезнуть из-за отсутствия « спонсоров ».

Манифестации протеста против нового закона охватили уже 44 университета. Они могли бы обрести еще больший масштаб, как это было весной прошлого года, если бы не... забастовки на транспорте, мешавшие студентам добраться до места.

Что же дальше? Лидеры профсоюзов будут вести переговоры с представителями правительства и с руководителями государственных организаций. Например, на повышение зарплат « бюджетников » в этом году уже ассигновано 3 миллиарда евро. Профсоюзы требуют втрое больше. Ожидается, что президент Саркози обнародует какие-то дополнительные меры и, в конце концов, компромисс будет найден.

Ну а пока от конфликтов в выигрыше только новая муниципальная служба Парижа - « Велиб ». Это сеть автоматических станций проката велосипедов, раскинувшаяся по всей столице. Уже более тысячи таких станций разбросано по всему городу, так что расстояние между ними не превышает 300 метров. Сеть стремительно развивается: к концу года на полутора тысячах станций будет более 20 тысяч велосипедов. Фактически, речь идет о новом виде общественного транспорта, который оказался особенно кстати в период забастовок: число пользователей за день доходило до 170 тысяч.

Александр Бангерский,

Париж.

МН, 23.11.2007 - http://www.mn.ru/issue/2007-46-35

Франция, из моего, МН

Previous post Next post
Up