Корсика

Jun 28, 2007 23:05


Ее называют « Остров красоты ». Эта красота всегда привлекала завоевателей. С римских времен до наших дней на Корсике 19 раз менялась власть, остров пережил 39 народных восстаний и 7 периодов независимости. Счастье и беда Корсики в том, что остров имеет в Средиземном море доминирующее положение, и потому владевший им мог контролировать огромный, один из важнейших в мировой истории регион.

Именно на Корсике в ноябре 1755 г. была принята первая в мире демократическая конституция. Ее приветствовали Руссо и Вольтер.

В 1769 г. Франция высаживает на Корсике 24-тысячную армию и ценой тяжелых потерь оккупирует остров. В том же году родился Наполеон - самый знаменитый из корсиканцев.

В отличие от большинства других европейских народов, корсиканцы не знали классического феодализма. Крестьяне всегда оставались свободными и имели право носить оружие (до сих пор ружье висит в каждом доме). Правом этим пользовались не только для охоты: знаменитая корсиканская « вендетта », благодаря произведениям Мериме, Мопассана, Бальзака и Дюма, вошла в языки всего мира, как синоним кровной мести.

В ХIХ и ХХ веке многие корсиканцы в поисках лучшей жизни уезжали работать в колонии. Их удельный вес во французской колониальной администрации в 1934 году составлял около 20% (в то время, как в населении Франции - менее 1%).

Корсиканская диаспора в мире насчитывает 1-2 миллиона человек, в том числе около 600 тысяч - в континентальной Франции, что в 2 с лишним раза превосходит численность обитателей острова (280 тыс.). Доля корсиканцев велика среди политических деятелей, министров, мэров, военных, полицейских, жандармов, таможенников. Недаром во Франции говорят о влиятельном « корсиканском лобби ». Достаточно вспомнить, что Шарль Паскуа был министром внутренних дел, Жан Тибери - мэром Парижа, а Жан-Луи Борло - второй человек в нынешнем правительстве.

Однако, никто из « парижских корсиканцев » никогда не проявлял желания заниматься проблемами своего острова. Политика у корсиканцев в крови, это верно. Но именно поэтому сделавшие себе имя в большой политике не хотят бросать тень на свою репутацию.

Корсиканское досье

21 августа 1975 г. в знак протеста против махинаций, грозящих разорением местным виноделам, дюжина активистов « Акции за возрождение Корсики » (ARC), вооруженных охотничьими ружьями, захватывает винные погреба в местечке Алериа. Власти посылают против них 1200 жандармов, двое из которых гибнут в перестрелке. Через неделю совет министров принимает решение распустить ARC. Местные жители отвечают массовыми беспорядками, при подавлении которых еще один жандарм убит и многие ранены.

В ночь с 4 на 5 мая 1976 года националисты собирают пресс-конференцию, на которой, скрыв свои лица за черными масками, объявляют о создании Фронта Национального Освобождения Корсики (FLNC). В ту же ночь гремят 22 взрыва - на острове, в Ницце и Марселе. Однако, они проводятся так, чтобы не было жертв.

В 1983 г. FLNC объявляет о самороспуске, однако продолжают действовать другие подполные организации. К концу 80-х годов их насчитывается не менее трех.

9 февраля 1998 г. убит префект Корсики Клод Эриньяк, то есть высший представитель центральной власти на острове. Вскоре были арестованы и преданы суду несколько участников покушения. Однако главный обвиняемый, Иван Колонна, был схвачен только в 2003 году. Следствие продолжается до сих пор.

С 2002 года по делам, связанным с терроризмом, во Франции было задержано 1422 человека, в том числе 622 - по делам, связанным с Корсикой, 548 - с исламским терроризмом и 252 - с баскским. Примерно та же пропорция сохранилась в прошлом году: 150 корсиканцев, 140 исламистов и 27 басков.

Несмотря на принимаемые властями меры, число терактов на Корсике возросло, достигнув в 2006 году 229, что на 61 больше, чем в предыдущем. При этом число взрывов государственных зданий осталось неизменным (по четыре десятка в год), зато выросло количество взорванных частных домов и вилл (51 в 2005 и 87 в 2006), принадлежащих приезжим. Таким способом корсиканские националисты борются с « нашествием чужаков ».

Человеческих жертв в этой борьбе, к счастью, пока не было. Если не считать самих террористов, погибших от неумелого обращения с взрывчаткой. Таких за последний год было четверо - больше, чем за предыдущие 30 лет.

Александр Бангерский,

Париж.

МН, 29.06.2007

Франция, из моего, из напечатанного, МН

Previous post Next post
Up