Разница очень существенная между Восточной Европой и Россией: у них коммунизм был 50 лет, а у нас почти 75. Что это значит? Это значит, что три поколения выросли при коммунистической системе и практически не осталось поколения, которое бы помнило докоммунистическую жизнь. Это важно в смысле этики труда, почему поляки все-таки работают, а русские не работают или прибалты работают, у нас эта культура не сохранилась, выжгли абсолютно. И в смысле отношений, и в смысле каких-то форм управления, участия в управлении страной, традиции эти были искоренены совершенно, причем жесточайшим образом.
Очень сильно подорвала Россию коллективизация - это страшная вещь. Это уничтожило деревню. А я так про себя думаю, что деревня, сельская жизнь - это основа нации, это ее национальная квинтэссенция. Если ее истребить, то нации не остается.
/.../
Есть традиции психологические у русского народа. У нас люди в общем не понимают общего блага, а тем более коммунисты эксплуатировали эту идею 73 года и довели ее до абсурдности. У нас человек ищет выход. Между прочим, в свое время я посчитал, сидя в лагере политическом, кого больше - тех, кто по 70 статьи или по 64-й. Оказалось, тех, кто по 64-й, где-то в два раза больше. Это государственная измена, ее давали за побег. То есть, те, кто пытался убежать из страны, было в два раза больше тех, кто пытался что-то внутри сделать, отстоять. Это традиция русская - бежать. Бежать от злого боярина, от рекрутчины, от преследований. Она осталась, эта психология.
У нас не привыкли мыслить обществом, общественное мнение не сложилось на самом деле, потому что его общество не кристаллизовалось. У нас думают индивидуально. Я лично в этой ситуации смогу выжить? Могу. А перспектив нет, можно за границу убежать. Это осталось. До тех пор пока есть выход для русского человека, хоть куда-то, хоть вплавь через Черное море, он предпочтет вплавь через Черное море.
/.../
В России всегда воровали. Как охарактеризовать страну? Крадут. Помните же исторический анекдот. И поэтому у нас к этому относятся гораздо более спокойно. Ну да, воруют, конечно. Пусть воруют, лишь бы дело делали - вот как говорит русский народ. За что у нас любят мэра столичного? А вот он дело еще делает, бог с ним. При такой должности человек сидит, но дело делает, дороги вымостил, Москву отремонтировал, пенсии выплачивает, поэтому он хороший человек. А то, что воруют, у нас перестало быть неким моральным жупелом. Так же как и тюрьма, у нас воровство, нарушение закона и факт, что ты попал в тюрьму, совершенно не отражается на твоей репутации.
Отсюда:
http://www.svobodanews.ru/articlete.aspx?exactdate=20070507153403827