Итак, этой ночью, наконец отоспавшись всласть после безумной встречи Нового Года и всех треволнений прошедших дней, я наконец посмотрел новое творение Джексона. Эмоции, испытанные при просмотре, оказались настолько сильны, что вызвали желание написать в давно поросший грибами и сорняком ЖэЖэ - думаю, уже это говорит о многом. И, несмотря на то, что в целом мне фильм не просто понравился, а очень понравился, некоторые из этих эмоций были весьма противоречивы. Эх, давно я рецензированием не занимался...
Начнем с того, что в самом начале меня сильно озадачил Беорн. Кому как, но, ИМХО, с этим персонажем Джексон откровенно сел в лужу. Думаю, всем читавшим книгу Беорн представляется не иначе, как в таком вот виде:
А в фильме... ШТОЭТАБЛЕАТЬ?! Где борода, я вас спрашиваю?!
Вместо сурового, но веселого оборотня нам втюхали какую-то помесь Дяди Степы с хиппи. Откуда эти рассуждения о ценности жизни? И почему зарезана сцена встречи с ним? Печально, срсли. Очень печально. Я даже не знаю, как режиссер теперь будет обосновывать появление в третьем фильме этого персонажа, ставшего откровенно эпизодическим. Неудачный ход засчитан.
Следующим огорчившим меня персонажем стал Трандуил. То, что в фильме его сделали высокомерным мудаком - дело десятое, высокомерным мудаком он был и в книге. Но вот то, что половину своих манер он позаимствовал у Сарумана из ВК - это уже хуже. Зачем, Б-же, зачем было копипастить эту манеру ходить вокруг собеседника, неспешно роняя слова - то, что пристало интригану-Саруману, но никак не приличествует эльфийскому королю в его домене? И к чему было приправлять это совсем уж адовой политической недальновидностью, будто срисованной с нашего святейшего царя-тряпки? Отказаться биться с драконом было разумно, но закрыть глаза на угрозу Дол-Гулдура? Так даже Тингол в "Сильмариллионе" себя не вел. Низачот.
Сцена побега в бочках тоже, на мой взгляд, реализована не лучшим образом. Конечно, дань брутальности гномов и патетике эльфов отдана неплохо, но слишком уж пересолено. По моему скромному мнению, гномы, упав в реку в открытых бочках, должны были не отважно махать шашками пять минут спустя, а мгновенно нахлебаться воды и утонуть, не говоря уже о бедном Бильбо. И как орки из Мглистых гор и Мории сумели так ловко сориентироваться в Лихолесье? А к чему было отравлять Кили (о его непонятно откуда взявшемся романе с непонятно откуда взявшейся Тауриэль я вообще молчу) и оставлять его с друзьями в Эсгароте? Очевидно, Джексон собирается заставить их в дальнейшем бодаться со Смаугом. Но зачем? В общем, "нэ так всо это было, совсэм нэ так". Хотя прыжки Леголаса по гномьим головам позабавили. Орландо Блум в этом фильме вообще круче самого себя, бедняжка Неми в Скандинавии наверняка уже повесилась от невыносимого GARа, кавая и сугоя.
Зато в эсгаротских мотивах я, к своей великой радости, услышал нотки если и не "Stars & Stripes", то "Марсельезы" - уж точно. Понятия не имею, что покурил Джексон перед съемкой, но Эсгарот, внезапно показанный как сильно напоминающее Венецию времен Марко Поло озерное захолустье, управляемое жырными буржуями и злобными чиновниками, доставил неимоверно. То есть и в книге городской люд не слишком любил своего бургомистра, но в фильме на меня прямо Марксом повеяло. Я, конечно, не обольщаюсь насчет наличия революционных или реформистских настроений у преуспевающего режиссера, но сам по себе эпизод порвал шаблон и вызвал острый интерес. Весьма порадовал и отлично проработанный по сравнению с книгой Бард, у Толкина буквально выпрыгнувший из спрятанного в кустах рояля. Лодочник-контрабандист - это вин, это прямо-таки элегантно.
Но при этом с тем же самым Бардом связан еще один момент, у меня вызвавший даже не удовольствие или неприязнь, а просто крайнее удивление. Информация о том, что дракона надо валить не только специальной стрелой, но и из специальной баллисты, фильму только на пользу - меня, сказать по правде, сильно напрягало в книге убийство здоровенной зверюги из обыкновенного лука. Но, судя по тому, что стрелометы в Дэйле были, драконья угроза была нешуточной, к ней готовились. Так какого, я извиняюсь, хера в час грозной беды на битву со Смаугом выходит глава торгового города, а не специально обученный Стреляльщик По Драконам? Ведь Гирион просто физически не мог уделять достаточно времени тренировкам - невозможность этого мы видим на примере собственной истории, когда с увеличением подконтрольной территории князья и бояре из суровых витязей начали стремительно превращаться в заплывших жирком управленцев. Денег на специалиста пожалели, что ли? Ну молодцы, чо.
И это еще цветочки. Стреломет-то гномий! Откуда он взялся в Дэйле? Из Эребора, очевидно же. Но почему тогда много лет назад гномы, увидев, что дракон ломает город, не встретили его ливнем черных стрел из своих стрелометов? Почему они бегут на Смауга с какими-то дурацкими пиками? Это даже не "сапожник без сапог". Это что-то совсем уже за гранью добра и зла. И "режиссерским подходом" тут уже не отмажешься - это неприкрытая логическая яма и откровенный фейл. М-да.
Потрясающий по своей эпичности и уморительности махач со Смаугом в недрах горы повеселил неимоверно. Забрасывание дракона гранатами и заливание золотом жутко понравилось, хотя, по мне, без всей этой беготни можно было и обойтись - экшона в фильме и так хватает, а сюжет сверх меры лучше бы не ломать. Правда, под конец я уронил сигарету в чай, когда мне показалось, что под занавес будет еще и битва Смауга с Огромным Боевым Гномоподобным Роботом. Вот это был бы всем фейлам фейл. Я очень рад, что до этого не дошло.
А вот драка Гэндальфа с Некромантом вызвала откровенное раздражение. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но Саурон прятался в Дол-Гулдуре именно потому, что был слаб, утратил большую часть своих сил и не успел восстановиться. Гэндальф-Олорин же находился в эту пору в расцвете своего изначального могущества. Если некогда Финрод, бывший хоть и великим, но все же простым эльфийским чародеем, мог довольно долго состязаться с неослабленным Сауроном в колдовстве - почему тогда Майа из числа Истари первым же ударом не вышиб из Некроманта дух? И зачем, в конце концов, он вообще туда полез в одиночку? Впрочем, вот прямо сейчас мне пришло в голову, что это может быть хитрый план заставить Сарумана отодрать от кресла задницу и спровоцировать Светлый Совет на штурм. Если Джексон планирует именно это - тогда ладно.
И сам Смауг тоже какой-то малоубедительный. В отличие от книги, где он ведет себя вполне рационально, - сперва плюет огнем, а потом уже начинает задавать вопросы, - в фильме он уже через пять минут после пробуждения начинает не то что разговаривать, а откровенно флудить. Создается впечатление, что за добрую сотню лет бедняга изрядно затосковал по нормальному общению, а тех мертвых гномов в караулке он не уморил голодом, а насмерть заболтал. Огромный огнедышащий Дэдпул - это, конечно, замечательно, но немного для другого жанра и другой аудитории.
Кстати, о гномах вообще. Есть еще один малозаметный, понятный только знатокам книг Толкина, но на самом деле достаточно серьезный лорофейл, связанный с вырезанным из "Братства Кольца" таймскипом между уходом Бильбо и отбытием Фродо. Если внимательно читавшие книгу помнят, то в действительности между этими моментами прошло ни много ни мало, а двадцать лет. После возвращения из путешествия Бильбо жил на Круче сорок лет. При этом Глоин таскает с собой портрет своей жены и - ба-дум-тсс!- маленького Гимли. Т. е. получается, что к началу событий "Властелина Колец" Гимли было всего-то сорок лет? Тогда откуда у него борода, какой не может похвастаться даже Торин, которому крепко за сотню? Казуалы, конечно, не поймут, а вот меня опечалило. Если уж претендуешь на экранизацию "закадровых" событий, то делай все как следует.
Но самым печальным впечатлением от фильма осталось то, что за отважными гномами, пафосными эльфами и страшными орками главного героя-то и - не видно. Бильбо в этом фильме сильно отошел в тень, заслоненный более суровыми и брутальными, но все-таки второстепенными или вовсе эпизодическими героями. История о том, как маленький хоббит постепенно матереет и обретает мужество и уважение своих спутников, превратилась в обычный мордобойник, пусть неплохого качества, но с идеей книги уже связанный очень слабо. Впрочем, как я сказал в самом начале, фильм мне скорее понравился. И если читатель, как я, не засыпал когда-то с томиком Профессора под щекой, он наверняка получит от него большое удовольствие. А это, наверно, главное.