Леонардо, изображая самый обычный для итальянской бедноты нож, вовсе не «загонялся» на тему исторического соответствия фона, деталей, костюмов и прочего антуража своих картин, видя в них лишь средство для передачи сюжета той или иной «легенды», и раскрытия душевного состояния персонажей.
Художники того времени чаще всего использовали в работе современные им образцы
Фрагменты работ разных художников, изображавших «Тайную вечерю»:
Тайная вечеря (фрагмент), Дуччо Буонисенья, 1308-1311
Тайная вечеря (фрагмент), Пьетро Лоренцетти, 1320
Тайная вечеря (фрагмент), Монако Лоренцо, 1394-1395
Тайная вечеря (фрагмент), Аньоло Гадди, 1395
Тайная вечеря (фрагмент), Андреа дель Кастаньо, 1447. Любопытно, что художник изобразил нож в руке ап. Андрея, а не ап. Петра, как обычно.
Тайная вечеря (фрагмент), Доменико Гирландайо, 1476, аббатство Сан Микеле Аркангело в Пассиньяно
Тайная вечеря (фрагмент), Доменико Гирландайо, 1480, церковь Оньисанти, Флоренция
Тайная вечеря (фрагмент), Доменико Гирландайо, 1486, собор Сан Марко, Флоренция
Тайная вечеря (фрагмент), Пьетро Перуджино, 1493-1496
Но соответствует ли форма какого-либо из ножей, изображенных на картинах, той форме ножа, применявшегося евреями во время жертвоприношения?
Возможно, что ножи, применявшиеся евреями во время жертвоприношения по форме были аналогичны ножам, применяющимся и сейчас для ритуального убоя (шхиты).
Шохет (резник)
Шхита (нож) для птицы
Шхита для крупного скота
Шхита для мелкого скота
О том же сообщает Электронная еврейская энциклопедия: : «…нож не должен быть заостренным на конце; он должен быть в два раза длиннее, чем ширина шеи животного.»
http://www.eleven.co.il/article/14196 и «Сама резка должна производиться смычкообразным движением ножа, а не надавливанием его на шейные органы. Движете ножа должно быть непрерывное, без малейшей паузы .» (Еврейская энциклопедия в 16-ти тт. - СПб., 1908-1913, т.15, ст. 717)