Танцующий по влажным стенам пещеры свет от факела скрылся за поворотом.
Тускнеющий лучик фонаря высветил ещё один узкий лаз.
Явно, здесь мы ещё не проходили. Может и стоит попробовать…
Роберт Стейси-Джадд сделал ещё один шаг, пытаясь протиснуться в узкий проход.
Ботинки предательски заскользили по мокрой глиняной жиже. Какое-то мгновение казалось, что равновесие ещё удастся удержать, но… Падения не удалось избежать.
Пытаясь уцепиться скрюченными пальцами рук за скользкий глиняный склон, Роберт съезжал всё ниже и ниже. Испачканный в грязи фонарь уже практически не давал света. Внезапно ноги уперлись во что-то твёрдое и скольжение в неизвестность прекратилось. Практически в полной темноте, Роберт сидел на полу пещеры, боясь даже пошевелиться…
Да, я прожил хорошую жизнь и не жалею не об одном её дне. В том числе и об этом...
Хотя, почему же прожил?
Роберт поморщился. Даже сейчас, когда ситуация казалась практически безвыходной и надежда на спасение утекала капля за каплей, словно жидкая грязь стекающая с пальцев, ему не хотелось верить в то, что последние дни и часы свой жизни он проведёт блуждая в темноте пещеры…
Уже несколько часов прошло с того рокового момента, когда обрушившийся с потолка пещеры сталактит чуть не убил Роберта Стейси-Джадда и полностью нарушил планы его группы.
Каменный цветок.
Позавтракав на открытой веранде отеля, мы погрузили вещи в машину.
«Сенотик-бегемотик» опять не сразу «проснулся», предоставив мне возможность некоторое время понаблюдать, как он самостоятельно то отключает, то включает систему курсовой устойчивости и ABS. Но потом, словно одумавшись, перестал капризничать…
Ехать стало комфортнее.
Сегодня у нас по плану добраться до Паленке. Есть ещё спонтанная задумка - сделать небольшой крюк и посетить пещеру Loltun.
Пещера Лольтун (Loltun) расположена на полуострове Юкатан, примерно в 110 километрах юго-восточнее Мериды и 5 км от Ошкуцкаб (Oxkutzcab). Это самая большая и глубокая из известных сухих пещер Юкатана. Общая протяженность пещеры - порядка двух километров.
Название пещеры Loltun происходит от двух маянских слов: LOL (цветок) и TUN (камень). Видимо, “каменным цветком” или "цветочным камнем" пещера была названа из-за присутствия в ней большого количества хорошо сохранившихся сталактитов и сталагмитов.
В ходе исследования пещеры, были обнаружены следы пребывания в ней человека возраст которых насчитывает порядка семи-десяти тысяч лет. Говорят, что здесь были обнаружены даже кости мамонта, а также множество костей оленей и ягуаров.
Интересно, что на стенах пещеры Лольтун до сих пор сохранились изображения нанесённые людьми несколько веков назад.
Немного заплутав на пыльных грунтовках в небольших населённых пунктах и даже остановившись для общения с “языком” на одной из придорожных заправок, мы всё же вырулили в правильном направлении на знаки “туристический объект - пещера”.
А уже через несколько минут парковались на абсолютно пустой парковке перед входом в пещеру. Времена, когда достигнуть пещеры Лольтун можно было, лишь организовав экспедицию через джунгли, давно канули в лету.
Сегодня всё гораздо прозаичнее.
Территория на которой расположен вход в пещеру огорожена. Вход в пещеру - только в сопровождении местного гида и чётко по расписанию. Билетная касса…
И тем не менее, посещение пещера Лольтун не создаёт ощущение примитивного туристического аттракциона. Залы и галереи сталактитов и сталагмитов завораживают. Нет обозначенных “асфальтированных” дорожек и указателей.
Идти приходится всё по той же самой глине на которой “подскальзывался” Роберт Стейси-Джадд…
Да и желающих попасть в пещеру, на удивление, не много.
Может нам просто повезло…
Пещера - мой офис…
Вооружившись фонариками спускаемся в пещеру и постепенно удаляемся от зоны освещённой дневным светом. Взятый с собой штатив, просто не заменим для фотосъёмки. Есть возможность «порисовать» светом фонарика по стенам.
Хотя и приходится всё время «догонять» сотоварищей, увлекаемых гидом всё дальше и дальше вглубь пещеры.
В одном из залов гид привлекает внимание к изображениям на стене, подсвечивая их светильником. Множество изображений человеческих рук больших и маленьких, выхватываются из темноты тусклым лучиком фонарика проводника.
Гид обращает внимание на то, что на некоторых «ручках» присутствуют не все пальцы. Дальше следует «рассказ-страшилка» о потерявшихся в пещере племенах, вынужденных поедать пальцы своих рук от голода. Хотя, гид и рассказывает всё это с очень серьёзным выражением лица, но похоже и сам не верит в собственные байки…
Потолок в некоторых залах настолько высоко расположен, что не каждый фонарик может его осветить,
в других же - приходится наклоняться практически к земле, чтобы пройти под свисающими сталактитами, а некоторые лазы можно преодолеть только ползком.
Преодолев достаточно скользкий подъём и изрядно испачкавшись в глине, выходим в громадный зал с частично разрушенным потолком. Форма провала, с определённого ракурса, напоминает два глаза сквозь которые проходит поток дневного света.
«Глаза дъявола», - улыбается гид.
- Это мой офис…
Через некоторое время мы выходим к другому залу с разрушенным потолком, по форме очень напоминающему типичный сенот. Отличие только в том, что водицы на дне колодца нет - зал сухой. Со дна колодца деревья тянут свои ветки к свету и небу. К ярусным стенам приставлено несколько деревянных лестниц.
Хорошая декорация для приключенческого фильма.
Возможно, именно здесь и спустилась в пещеру Лольтун группа Роберта Стейси-Джадда…
Роберт Стейси-Джадд.
Английский архитектор Роберт Стейси-Джадд (Robert Stacy-Judd) родился в 1884 году, в тот год, когда по воле случая или стечению обстоятельств, было начато строительство первого в мире небоскрёба (The Home Insurance Building).
И хотя, первая высотка возвышалась над землёй всего лишь на 42 метра, а количество этажей первоначально не превышало десяти, тем не менее, автор проекта - американский архитектор Уильям Ле Барон Дженни, совершил настоящую революцию в технологии строительства, предложив использовать в качестве несущей конструкции металлический каркас вместо внешних стен…
Вряд ли, именно это событие стало причиной того, что юный Роберт связал свою дальнейшую жизнь с архитектурой. Но ещё одна занятная параллель в судьбе Роберта Стейси-Джадда перекликается с истрией первого небоскрёба. Дело в том, что в 1931 году первая Чикагская высотка была снесена, а накануне этого Роберт чуть не погиб, блуждая в лабиринтах пещеры Лoльтун вместе со своими проводниками.
Но как английский архитектор оказался в пещере на Юкатане?
Всему причина - увлечение. Возрождение Майя и Арт-деко.
Действительно, всему причина увлечение Роберта не только архитектурой, но и историей и культурой древних народов Месоамерики.
Выступая в качестве писателя и путешественника, он даже написал ряд работ по истории и архитектуре народов Майя. А в его архитектурных проектах преобладал стиль «возрождение Майя» (архитектурный стиль, 20-х и 30-х годов XX века в Америке основанный на мотивах доколумбовых месоамериканских культур - не только Майя) в сочетании с Арт-деко.
Примером одного из известных его проектов, может служить отель Aztec, построенный в 1924 году на трассе 66 США в Монровии (Route 66 in Monrovia, Southern California).
А может “майя” - не “ацтеки”?
Возможно, вы обратили внимание, что название стиля - возрождение Майя, а отель называется Ацтек.
Сам Джадд обясняет это очень просто:
«Когда выбиралось название отеля, слово «майя» и культура майя были плохо известны неспециалистам. При этом, слово «Ацтек» было на слуху и более понятно обывателю.
По этой причине, я и «окрестил» новый отель именем «Ацтек», хотя все декоративные мотивы были взяты из культуры народов Майя.»
Как истинно увлечённый человек, Роберт Стейси-Джадда черпал вдохновение для своих работ не только из доступных литературных и художественных источников, но и в реальных путешествиях по Мексике, в частности в исследовательских экспедициях по Юкатану.
Именно в составе небольшой группы такой экспедиции, он и очутился с тремя проводниками у входа в пещеру Лольтун.
Дальнейшие события и историю своего необычного спасения из плена пещеры, Роберт Стейси-Джадда описал в небольшом рассказе «Тайна отшельника пещеры Лольтун», частично опубликованном 3 января 1931 года в «Модесто Ньюс-Геральд» Modesto News-Herald.
Пленники пещеры.
Спустившись в пещеру вместе с тремя проводниками, Роберт на столько был поражён и очарован красотой сталактитов и сталагмитов в одном из залов, что решил на свой страх и риск продолжить исследование неизвестных и удалённых её частей.
Как ему казалось, был разработан надёжный план исследования, который не мог позволить заблудиться в лабиринтах пещеры Лольтун.
Оставив одного из проводников у входа, вооружившись факелами и фонарями, компания двинулась вглубь подземелья, периодически криком определяя направление на выход. В том месте подземного хода, где «ответный крик» первого проводника, стал практически не слышен, был оставлен следующий «постовой» и два оставшихся исследователя двинулись дальше.
Но, «чётко разработанный план» дал осечку, когда громадный сталактит сорвался с потолка одного из залов и чуть не похоронил под собой Роберта. На шум падения и крики Джадда, «беспечно» покинув свой пост, прибежал проводник, оставленный в предыдущем зале.
Не смотря на то, что упавший сталактит никого не задел, команда оказалась в не очень простой ситуации, потеряв связь с выходом…
Помните, мы «оставили» Роберта Стейси-Джадда, сидящим практически в полной темноте на полу одного из залов пещеры Лольтун и практически потерявшим надежду на спасение из подземного лабиринта?
Так вот. Продолжим рассказ о его похождениях.
Отшельник пещеры Лольтун.
Уставший и растерянный Роберт очистил стекло фонаря от глины и посмотрел на часы. Более пяти часов прошло с того времени, когда они впервые спустились в пещеру Лольтун.
Поставив фонарь на пол, Джадд повернулся в сторону склона, по которому только что скатился вниз и уже подумал вернуться к товарищам, когда что-то заставило его обернуться.
Посмотрев в глубь пещеры, Роберт не поверил своим глазам. Из-за одной из каменных глыб на полу зала шел едва различимый свет. Через мгновение свет усилился и из-за камня показалась тёмная фигура.
Это, явно, не был кто-то из группы Джадда…
Тем временем, неизвестный приблизился и Роберт смог его рассмотреть.
По описанию Роберта Стейси-Джадда, это был старик, одетый в чистую белую тунику, перевязанную по поясу лозой. На голове старика была шапка из тыквы, из под которой торчали копны седых волос. На голых, сморщенных от старости, ногах странника были одеты сандалии с ремешками из кожи.
В руках старик держал свечу в подсвечнике, также сделанном из тыквы.
Его смуглое морщинистое лицо с седыми усиками не выказывало никакого удивления. Странный свет мерцал из под густых седых бровей в глазах старика, а на губах затаилась едва заметная улыбка. Создавалось ощущение, что он слеп. И тем не менее, поступь его была уверенна и тверда. Роберту показалось, что на вид старику было лет сто, как минимум…
Джадд попытался заговорить со стариком, но тот не понял его.
С помощью одного из проводников, которые к тому времени уже присоединились к Джадду, удалось выяснить у странного старика - кто он и откуда. По его словам, он являлся древним хранителем сокровищ майя, живущий в пещере Лольтун. Накануне ему приснился сон-видение, из которого он узнал, что в пещере потеряются люди. И именно поэтому, он вышел в тот зал, где и встретил Джадда…
Команда Роберта Стейси-Джада начала перешёптываться. По их мнению, этот старый отшельник - слепой хранитель пещеры, известный как Hol-Pop из майянских приданий.
Через некоторое время старик вывел всю группу Джадда из пещеры.
Роберт поблагодарил старого отшельника и даже дал ему несколько монет, которые тот принял, быстрее из вежливости, чем по необходимости…
Удалось даже сделать фотографии таинственного старика.
После чего, отшельник опять ушёл в пещеру…
Предположив, что старый отшельник мог оказаться просто окрестным жителем, хорошо знавшим пещеру Лольтун, Роберт Стейси-Джадд впоследствии пытался показать фотографии старика жителям соседних поселений. Но никто не смог вспомнить такого человека, живущего в окрестностях…
Ну что же, Роберт Стейси-Джад благополучно выбрался из пещеры Лольтун, пора и нам на поверхность.
Тем более, что до темноты нам ещё надо успеть добраться до Паленке. А ехать не очень близко…
Продолжение следует... ВСЕГДА.