В минувший четверг были объявлены лауреаты
премии "Просветитель"; в номинации "За лучшую биографию" победил Максим Чертанов как автор книги
"Дарвин" . Хочу немножко поделиться впечатлением от автора и от самой книги.
В своё время, пару лет назад, я купил Чертановского "Конан Дойла" и до сей поры считаю его шедевром биографического жанра, своего рода эталоном для других авторов жизнеописаний. Эта и подобные ей другие книги оправдывают существование серии ЖЗЛ, в которой в последнее время попадается слишком много либо откровенной халтуры (например, "Московские градоначальники"), либо совсем уж высосанных из пальца биографий ("Калиостро"). Позже я узнал, что под псевдонимом скрывается очаровательная женщина (раскрывшая своё имя только на церемонии вручения премии 21 ноября). Она является также автором биографий Герберта Уэллса, Хэмингуэя, Марка Твена... Ах да, дух Конан Дойла ощущается на самых первых страницах книги: дедукция в геологии; детектив, ползающий с лупой; аргентинские "нерегулярные части с Бейкер-стрит".
Как сказал Максим Чертанов: "Я вообще-то гуманитарий и за Дарвина взялась из страха, что про него напишет кто-нибудь еще более гуманитарный и безответственный" (
видео выступления; посмотрите - не пожалеете). Полагаю (а я тоже гуманитарий), что задача оказалась ей по плечу. В самом начале книги автор пишет: "Давайте помнить, что в любой специальной области, чтобы выносить суждения, недостаточно посмотреть ток-шоу с участием актёра, домохозяйки, священника и депутата" (8). Сам Чертанов при написании книги опирался не только на свой несомненный литературный талант, но и на научные консультации известного биолога, Александра Маркова aka
macroevolution.
"Дарвин" сопровождал меня в летней поездке в Италию, во время которой я успел прочитать книгу дважды. Это было чтение, приносящее подлинное удовольствие. Мягкий юмор автора обрамляет биографическое повествование, иногда уплотняющееся до "телеграфного" стиля хроники семейной жизни Дарвинов: "...Было холодно, Крымская война, правительственный кризис, Эмма хворала, но всё же развлекались, ходили по театрам..." (147). Эти вставки перемежают более серьёзный материал - разделы, передающие ход рассуждений Чарлза Дарвина и объясняющие его взгляды с точки зрения современной науки. В целом чтение лёгкое, лишь одна глава полностью выбивается из жанра жизнеописания и может напугать читателя, о чём автор, впрочем, его честно предупреждает: "А теперь читателю-"лирику" надо набраться мужества: следующая глава будет для него сложной. Впрочем, если он не любопытен, то может пропустить её. Никто в ней не умер и не женился" (228).
Рецепт признания со стороны читателей и успеха у критиков - во взвешенном сочетании этих трёх элементов: биографического нарратива, качественного науч-попа, интеллигентного юмора. В биографии Дарвина всё это есть, так что горячо рекомендую к прочтению!