Австралия так далеко, что в Европе и России обычно о ней ничего не слышно. Поэтому она и кажется мифическим и почти нереальным местом: австралийский миф рождается из неизвестности и расстояния. Этой зимой мы узнали об Австралии чуть больше благодаря самому разрушительному за последние сто лет наводнению, которое так до сих пор и не кончилось. Более того, австралийская премьер-министр на этой неделе придумала ввести временный налог, чтобы восстановить инфраструктуру затопленных районов. Оппозиция считает, что это не «по-товарищески», потому что «товарищи помогают друг другу, а не собирают друг с друга налоги». Это простоватое деревенское заявление - страшная критика, ведь в суровой стране Австралии «товарищ» (mate) - это главное обращение и основа национальной идентичности. «Мэйт» или «не-мэйт» так австралийцы в первую очередь думают, видя другое двуногое существо рядом.
На самом деле наводнения, как и пожары в буше - это ежегодные явления на благословенном «зеленом континенте». Опасны они только когда выходят из-под контроля. Как в прошлом году с пожарами и в этом году с наводнениями. Земля контрастов. То засуха, то унылые ливни. Как там вообще люди живут и совершенно даже не жалуются.
Наши милые Мельбурнские хозяева, двое бритых наголо мужчин, любящих друг друга давно и нежно, в один голос говорят «Нам нужен дождь, у нас уже лет 10 засуха». А еще они говорят «в Австралии всё есть, абсолютно всё, это благословенная земля». Только с водой у вас явно проблемы, хочется добавить мне. Последние 10 лет, с тех пор, как австралийцы увлеклись изменениями климата, опреснением соленой воды, и суровой ее экономией, вода стала цениться не меньше, чем нефть. Наверное, Грызлов думал именно об этом, когда сообщил, что следующим стратегическим российским продуктом на экспорт может стать вода, когда кончится нефть.
Во всех больших городах побережья, где проживает почти всё население континента, действуют нормы, регулирующие использование воды. В засушливое лето под страхом страшных штрафов иногда даже нельзя спокойно помыть машину или полить лужайку. «Ограничение на использование воды третьей степени» звучит страшно, равно как и плакатики в гостиницах «каждая капля на счету». Я нервничала, готовясь к путешествию, ведь я обычно медленно просыпаюсь под душем с утра. Хорошо, что в этом году можно было спокойно плескаться в ванной хоть час, воды слишком много. Обычно же австралийцы собирают дождевую воду в огромные цистерны, а жестяная ветряная мельница, высасывающая воду из глубин - так и вообще один из национальных символов наряду с кенгуру. Жженая сухая пустыня начинается сразу после полосок буша, прорезанных руслами ежегодно пересыхающих речушек. Это типично австралийский пейзаж вглубь от гламурного побережья, заселенного расслабленными серферами. Отправляясь в буш, вези с собой канистры с водой и бензином - это правило выживания.
В одной из многочисленных Мельбурнских галерей среди современного фотоискусства можно увидеть фотографию под названием «дневник дождей моего отца». Фотограф положила на красную сухую землю педантично расчерченный блокнот, зарегистрировавший каждый, даже самый незначительный дождь за многие годы. Пометок очень мало, но папа фотографа, явно землевладелец, соль австралийской земли, упрямо десятилетиями регистрировал дождь, ведь ирригация для местного сельского хозяйства - больной вопрос. Две огромные реки, Дарлинг и Мюррей, нещадно эксплуатировались в нуждах сельского хозяйства. Австралия растит пшеницу и разбивает виноградники вопреки тому, что «зеленый континент» - самый засушливый на Земле. В этом году речки впервые за десятилетия вышли из берегов к неудовольствию всех, кто собирался арендовать на недельку плавучий дом, чтобы насладиться рыбалкой. Всё оттого, что очень долго шел дождь. 2010 стал годом «Ля Нинья» - самого главного климатического явления местных океанов. «Ля Нинья» - это когда океан охлаждается, что приносит больше снега на Аляску и больше дождя в Австралию, а также больше ураганов. «Эль Ниньо» - это засуха и нагретая поверхность океана.
Новые политкорректные исследования аборигенов утверждают, что «черные парни» так и не изобрели сельское хозяйство, потому что климатически этот континент не предрасположен к европейским методам сельского хозяйства. Аборигены рыбачили во временных озерах в период дождей, а жарким летом уходили убивать кенгуру метким камнеметанием, в согласии с природой. Белые поселенцы так не умели, они упорно распахивали целину, не замечая, что на этой стороне земного шара всё по-другому и даже вода в раковине стекает по часовой стрелке, а вот в Англии или России - в противоположную сторону. Всё это так не похоже на старую добрую Англию, мэйт.
Краткая версия на
http://www.ponedelnik.info/?ID=4216