Apr 25, 2010 00:16
Первоочередная ценность фильмов о войне для меня заключается в том, что они должны показывать, как это реально страшно, чтобы зрителю раз и навсегда неповадно было. Акцент должен быть не на настоящей мужской дружбе, крепкой женской любви и народной солидарности; война - не об этом. Война - это окопы и грязь, тяжелый физический труд изо дня в день, холод и голод, смерть и страдания. Это время полного обесценивания человеческой жизни, а не шанс для участников проявить лучшие стороны своего характера.
И об этом - фильм "Предстояние". Он в полной мере демонстрирует ужасы войны, ужасы жизни и преступные наклонности той эпохи. И это - наша история, а не абстрактные и почти не существующие "Троя", "Гладиатор" и иже с ними, и я, несомненно, верю, что такими были боевые действия на нашей территории, с участием наших предков. Этим, пожалуй, фильм оправдывает свое существование для меня.
Но здесь все и заканчивается, потому что художественное наполнение совершенно разочаровывает примитивностью авторских приемов, прямолинейностью "мессаджей", упрощенностью образов и общей сюжетной несостыкованностью. Фильм очень михалковский ("михалковский" - с отрицательной коннотацией): герои вычерчены с чрезмерной четкостью, переходящей в стереотипность; повороты сюжета предсказуемы уже в первым минуты эпизода (что не мешает режиссеру, впрочем, размусоливать все сцены максимально возможное время); диалоги изобилуют глупостью и пошлостью.
Поэтому - оправдано ли существование "Предстояние" не как частного плохого конъюнктурного фильма, а как "великого" фильма, созданного лицом российского кинематографа, - для меня неоднозначно. Невозможно проигнорировать диссонанс между статусом сделавшего его человека и откровенно спорным уровнем картины.
кино