В Новгороде довольно много монастырей, за один день все их посетить не очень реально, но я постарался заехать как можно в большее количество. Большинство монастырей на самом деле находится за городской чертой, поэтому пришлось порядочно покататься туда-сюда, чтоб посетить самые интересные в плане архитектуры объекты. Первым и, пожалуй самым красочным, был Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь. Находится он недалеко он Новгорода в деревне Вяжищи. Сама дорога к нему как-то очень символична, прямо таки "дорога в храму"
Николо-Вяжищский монастырь был основан тремя "благочестивыми иноками" Евфросином, Игнатием и Галактионом в последней четверти 14 века и первоначально задумывался как мужской. В межевой грамоте 1391 года уже записано, что обитель сия существует, более того, ей принадлежали определенные угодья. В начале 15 века в монастыре отстраивают деревянные храмы: в честь Антония Великого и святого Николая. Вторая четверть 15 века связана для монастыря в первую очередь с присутствием здесь святителя Евфимия II, архиепископа Новгородского.
Архиепископ Евфимий, судя по всему, человеком был энергичным. В 1436 году на месте деревянной Никольской церкви он возвел церковь каменную.
Соборная церковь Николая Чудотворца и Евфимия Вяжищского 1685 года
В 15-16 веках монастырь расцветает. Он владеет 2 000 гектарами земель, подворьем в Новгороде, пользуется рядом привилегий, освобождающих его от пошлин.
Дальнейшая история монастыря связана с неприятностями разной величины. В 1688 году в монастыре разыгрался сильный пожар, после которого все деревянные строения были уничтожены, а каменные сильно повреждены. Однако обитель почистили, отремонтировали и украсили изразцами, которые украшают постройки до сегодняшнего дня.
В то время монахи очень гордились своими красивыми изразцами, и даже сочинили легенду, согласно которой изразцы сделал один монах (житель, разумеется, Вяжищской обители) для украшения своего жилища и было это "400 лет назад". Более реальное предположение о происхождении изразцов приписывает их изготовление жителям села Валдай (ныне город), а может даже Москвы или Ярославля.
В год завершения восстановительных работ их пришлось начинать опять: ураган снес с Богословской церкви все пять глав с крестами и кровлю. В 1702 году Богословскую церковь отреставрировали, и ввели в строй
В 1920 году монастырь закрыли, а его постройки передали соседнему колхозу, который в то время остро нуждался в помещениях для зернохранилища, гумна и картофельной ямы, слесарных мастерских и кузницы. Возводившие монастырь монахи не планировали въезд внутрь на телегах и машинах, в этой связи, колхозники внесли некоторые изменения в конструкцию стен, а именно пробили новые въезды. Здесь же, в монастыре, организовали школу. После Второй Мировой войны начались работы по реставрации монастыря. Они шли с переменным успехом с 1958 по 1984 год, а с 1989 года монастырь возвращен Русской Православной Церкви.
Пожалуй самая красивая церковь монастыря - церковь Иоанна Богослова с трапезной церковью Вознесения Господня 1694 года
Дальше я поехал смотреть другой монастырь - Варлаамо-Хутынский женский монастырь. Он был основан в 1192 г., был одним из богатейших православных монастырей. Он является местом первого упокоения Г.Р.Державина.
По преданию, название происходит от слова «худой, хутынь», то есть худое место, где водится нечистая сила. Святого Варлаама, основателя монастыря, в миру звали Алекса Михалевич. Варлаам прославился чудесами еще при жизни. Особенно запомнилось новгородцам его пророчество о богатом урожае, когда выпадет снег в июле. Урожай выдался на славу, потому что мороз уничтожил вредителей, которые могли бы съесть посевы.
В 1462 году в Хутынский монастырь приехал Иван Грозный дабы поклониться святым мощам и стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван Грозный в ужасе побежал из церкви, ударяя жезлом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив жезл, царь в большом страхе покинул монастырь. Посох этот с набалдашником из разноцветного хрусталя и опаленная дверь алтаря также хранились в монастырской ризнице. Варлаам Хутынский почитается на севере Руси так же сильно, как Сергий Радонежский в Москве.
Собор Спаса Преображения 1515 года (справа) и церковь Варлаама Хутынского 1552 года (слева)
Одним из монастырей, находящимся непосредственно в Новгороде, является Антониев монастырь. Правда состояние его оставляет делать лучшего. Он практически не огорожен, вокруг него находятся какие то административные здания.
Монастырское кладбище
Сход в монастырь чисто символический - стен у него практически нет
Тут находится всего 2 церкви - церковь Сретения Господня 1533 года и собор Рождества Пресвятой Богородицы 1119 года
Рождественский собор
В самом Новгороде я монастырей больше не посещал, не считая Зверина монастыря, в котором я только сфотографировал главный храм, но про это отдельно я расскажу в посте про церковные постройки города. Следующий на очереди насколько я понял, главный монастырь новгородчины - Юрьев. Расположен он в селе Юрьево, что находится в непосредственной близости в городу.
Рядом с монастырем как раз находится музей
Витославлицы, про который я недавно писал. Это его ветряная мельница красуется перед монастырем.
Юрьев монастырь основан на левом берегу Волхова в 1030 году князем Ярославом Мудрым после похода на чудь. Там на чудских землях был основан одноименный монастырь в городе, названном Юрьевом (нынешний Тарту). Монастырь князь, названый в святом крещении Георгием (Юрием), посвятил своему небесному покровителю. Юрьев монастырь второй по времени создания после Киево-Печерской лавры монастырь в Древней Руси и старейший в нынешних границах России. Монастырь процветал в эпоху 13 -15 вв., владея несметными богатствами и землями по всей Руси; его архимандрит считался вторым человеком в иерархии новгородских священнослужителей после самого архиепископа.
После падения Новгородской республики в 16 веке часть земель отошла к Москве, в 17 веке последовало шведское разорение, а в 18 веке по екатериненской церковной реформе монастырь лишился части земель. В начале 19 в. монастырь значительно приумножил свои богатства за счет щедрых подарков графини Орловой.
Входящих в монастырь встречают Святые ворота и высящаяся над ними четырёхъярусная 52-метровая колокольня, построенная в 1838-1841 гг. архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Легенда гласит, что был спроектирован пятый ярус, но вычеркнут на плане императором Николаем I - в те времена существовало правило, согласно которому не полагалось строить на Руси колокольни, превосходившие по высоте колокольню Ивана Великого в Московском кремле. Похожую легенду я уже рассказывал про колокольню в
Поречье-Рыбное
Собор Георгия Победоносца 1119 года
В древние времена собор служил усыпальницей. В южной его части под плитами древнего пола находились каменные княжеские гробницы 12 и 13 веков. Тут были похоронены мать Александра Невского Феодосия Мстиславовна, претендент на великокняжеский престол Дмитрий Шемяка и другие.
Крестовоздвиженский собор возведён в конце 18 в. и перестроен в 1823 г. при Фотии.
К северо-западу от Георгиевского собора на средства Анны Орловой в 1823-1825 гг. была построена тёплая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа или Спасо-Орловская, как стали называть её ещё при жизни строительницы, с приделом св. мучеников Фотия и Аникиты. В крипте этой церкви был устроен небольшой пещерный храм Похвалы Пресвятой Богородице с приделом св. пророчицы Анны. Туда перевезла графиня останки своего отца и дяди - Алексея и Григория Орловых. И там распорядилась она соорудить две мраморных гробницы - для себя и для своего духовного отца Фотия. В 1929 г. монастырь был закрыт, а Спасо-Орловская церковь вместе с гробницами Фотия и Анны Орловой разорена. Останки их исчезли и объявились чудесным образом лишь в наши дни - явилась неизвестная старушка и указала на могилы архимандрита Фотия и графини Анны у алтаря Благовещенского храма в Аркажах . Оказалось, что при разорении монастыря останки их тайком были перезахоронены у расположенного неподалёку храма.
Одним из любопытных экспонатов музея Вилоставлицы является так называемый межевой камень. Первое упоминание о нем, обозначающем границы земельных владений Юрьева монастыря, встречается в грамоте князя Изяслава Мстиславовича 1135 года. В 19 веке межевой камень с выбитым на нем крестом находился на берегу Волхова. В 60-е годы 20 века он оказался утраченным, и обнаружился лишь в в 2008 году на дне Волхова.
Ну и последний монастырь - Перынский скит. Это самый старый монастырь Новгородчины, об был основан в 995 году.Расположен он у самых истоков Волхова, на месте древнего урочища Перынь. Там находилось в древности одно из крупнейших языческих святилищ восточных славян - капище бога-громовержца Перуна. После крещения Новгорода, произошедшего в 991 г. на месте языческого капища был построен христианский храм, потом монастырь, который в 1611 году был разорен шведами.
Сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к концу 12 - началу 13 в. и считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Прямых сведений о его постройке нет. Предполагают, что ее построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита. Полумесяц надкупольного креста не имеет никакого отношения к мусульманской символике, но христианских толкований его существует множество. Такая форма креста типична для домонгольского периода и происходит от "креста процветшего" или "креста виноградной лозы"
Близ церкви сохранились три кирпичных одноэтажных здания, построенных в 19 веке для келий монахов-отшельников, обитателей Перынского скита. С начала 19 в. на территории упразднённого по указу Екатерины II Перынского монастыря был основан принадлежавшей Юрьевской обители скит, в который удалялись постники и молчальники.
В 1826 году архимандрит Фотий построил для них каменные кельи - сохранились три кирпичных одноэтажных здания. Тогда же была посажена сосновая роща, закрывающая скит со стороны Юрьевской слободки. В советское время на месте скита была туристская база. Теперь скит на Перыни действует.
Мне этот монастырь показался самым "настоящим" и открытым для людей. Тут нет никакой торжественности, напыщенности - все скромно и как то гармонично. А священник, который рассказывал каким то людям про деньги, оказался очень интеллигентным и приятным человеком
Использован текст с сайта
http://sobory.ru/mlist/ Оригинал взят у
cheger в
Монастыри Новгорода