Итак, об этом фильме вы должны знать 3 вещи: это фильм Пола Томаса Андерсона (это тот, который снял фильм "Нефть", а не тот, который снял "Отель Гранд Будапешт", и уж тем более не тот, который снял "Обитель зла"), этот фильм - это какой-то гребаный пик карьеры Хоакина Феникса и Джоша Бролина, и - самое важное - это фильм по роману великого Томаса Пинчона. Ну и там по мелочи куча всяких ништяков мимолетных. Ну, например идеальная подборка актерского состава (Оуэн Уилсон, Риз Уизерспун, Бенисио Дель Торо, Эрик Робертс), идеальный саундтрек (Джонни Гринвуд из "Радиохэд"), идеальное время и место действия (Калифорния, где-то 1970-й год).
Начнем с конца - с Пинчона. Скажу сразу - я нихрена не знаток его прозы, увы.Я охрененно им заинтересовался где-то в конце 90-х - начале 00-х, мгновенно проглотив все, что тогда выходило на русском языке. Т.е. один единственный его роман "Выкрикивается лот 49". Собственно больше я его ничего не читал. Тем более "Врожденный порок", который вообще-то был написан пару-тройку лет назад. Так вот - мне было более, чем любопытно, как вообще Пинчона снимут со всеми этими его отсылками и прочим постмодернизмом, который он играючи и умело запаковывает в детективные истории, суть и сюжет которых совершенно не важен. Там важен контекст, не смысл. Над смыслами Пинчон вообще частенько издевается и просто хохочет, изящно иронизируя над всем сущим. Пинчон вообще как-то слишком идеально вписан в непростую американскую литературу второй половины 20 века, оказываясь своим чуваком что среди битников берроузовского толка, что среди неонуарщиков 60-х, что среди амфетаминовых безумцев типа Филиппа Дика. Так что это нихрена не просто - экранизировать Пинчона. У Андерсона это более чем получилось.
Я запросто могу вам рассказать сюжет, поскольку он здесь совершенно не играет главенствующей роли. Вот мне во время просмотра было совершенно похуй, что там дальше и чем все кончится. Там чистая глупость такая: Калифорния, 1970-й год, частный детектив, марихуана через каждые 5 минут, красивые хиппующие телочки, сошедшие с ума от кислоты миллионеры, саксофонисты-героинщики, психушки, полиция Лос-Анжелеса, кто-то пропадает, кого-то убивают, тот ищет этого, а этот - другого, бывшие связи, бывшие телки. Т.е. нихуя там не происходит другими словами. Впрочем, спойлерить не стану, чем все закончилось рассказывать не буду, хоть это совершенно и неважно. Итак, перед нами по сути фильм на 2 с половиной часа, в котором особо ничего не происходит, но от которого блядь совершенно невозможно оторваться. В котором главное вовсе не повествование, а нечто совершенно иное: персонажи, время, ситуации. При этом с ритмикой фильма все в порядке. Т.е. как я уже говорил - оторваться невозможно. Как он это делает при таком неспешном сюжетном развитии, спрашивается? Отвечается - непонятно. Здесь скорее развиваются персонажи, а не история. Нет, история конечно же тоже не стоит на месте, но только лишь затем, чтоб снова и снова засунуть своих героев в ту или иную ситуацию, в которой и происходит какая-то актерская вакханалия. Взять например Джоша Бролина. Господа - это полный пиздец. Понятно, что этот фильм на самом деле бенефис Хоакина Феникса, который таки да - предельно охуителен в своем образе. Но Бролин... Вот где настоящее режиссерское мастерство ящетаю - сначала засветить Бролина как отлично ебанувшегося копа, стремящегося к идеально комиксообразному персонажу, и раскрывать его постепенно, без спешки, тихо и спокойно, дав ему пару монологов и сцен лишь ближе к концу, после которых ты понимаешь, что этот чувак нахуй вообще задвинул Феникса на второй план. Ну это вот как дуэт Сантаны и Джона Ли Хукера, помните? Где Сантана выпиливает-выпиливает свой соляк псевдолатиноамериканский, хорошо выпиливает, даже отлично. Впрочем, кого мы обманываем? Это блядь тупо идеальный соляк. Один из лучших в рокенролле. И тут вдруг хуяц такой старина Хукер - берет ровно 1 ноту, и непонятным образом Сантана уже кажется лишь просто толковым учеником мастера, не более. Одна нота для этого понадобилась Хукеру. Вот так же и Бролину - понадобилась ровно одна сцена, чтоб стать моим любимым актером.
Но не стоит недооценивать Феникса. Это его лучшая роль, вот что я вам скажу. Во-первых, я уверен, что своего персонажа разработал именно он. По сюжету Феникс играет вечно накуренного частного детектива довольно хиппующего толка. А теперь давайте пройдемся по ярким образам американских хиппи, кто из них мог бы вписаться в работу сыщика. Просто хотя бы чтоб поржать. Ну вот представьте себе например Джима Моррисона детективом. Ну или Джерри Гарсиа. Ну или еще какого Дуэйна Оллмена. В общем так или иначе, Феникс выбрал для себя не абы кого, а гребаного Нила Янга. И это конечно же сразу меня подкупило. Это я вам скажу охуенный ход. Феникс играет блядь конкретно Нила Янга, который все время курит травку и расследует дело со своей фирменной полуобдолбанной хрипотцой. В саундтреке кстати я насчитал как минимум 2 песни Янга, и обе они играли просто во время каких-то прогулок Феникса, как бы подчеркивая персонажа, выписывая его внутренний мир.
Так что, ребя, кто еще не видел - весьма рекомендую этот идеально выписанный фильм об Америке начала 70-х, где Хоакин Феникс играет Нила Янга, который каким-то образом проник в роман Томаса Пинчона.
Click to view