Один Холмс и шесть Тэтчер

Jan 02, 2017 14:30

Вот и хорошо: прошлый сезон Шерлока мы танцевали, этот будем петь. По тэгу в журнале можно выяснить, о чем это я начала, а мы пока перейдем к хоралу. Точнее, хорал (cantus choralis, как хоровое пение) - многозначный музыкальный термин. Мне понадобиться лишь одно из его значений - сantus firmus, заданный голос многоголосной композиции в полифонической музыке Средних веков и Возрождения. Для тех, кто не сталкивался с моими обзорами, уточняю сразу - это рецензия, не разбор полетов, это всего лишь полет фантазии. Один из вариантов того, что можно увидеть (или услышать) в превосходном продукте ВВС. P.S. Традиционное предупреждение, спойлеры будут. Не преследую цели пересказать серию, но говорить о ней вне деталей было бы глупо. Не смотрели - не читайте.



Расставим акценты

Cantus firmus буквально - сильная, неизменная мелодия в крупном хоровом произведении. В Средние века она заимствовалась композитором из бытующих (светских, духовных) напевов или сочинялась и служила основой для крупной музыкальной формы. Десять существующих серий вполне себе крупная музы … простите, форма. А общая тема в ней не только музыкальная, её имя служит именем сериалу. Но добавим еще деталей.



В качестве cantus firmus смело использовались самые различные источники, но чаще всего известные мелодии. Её даже иногда называли - cantus prius factus, что дословно с латыни - «прежде созданный напев». Нам важно и то, что техника композиции на cantus firmus была зафиксирована в разных жанрах и формах. Её основная мелодия служила тем, что помогало достигать интонационного и ладового единства в обширном сочинении. Композиторская разработка cantus firmus могла значительно менять его первоначальный облик (мелодический рельеф, ритмическую структуру и т.п.). Так свободно изменялись длительности, добавлялись или отсекались некоторые звуки, вставлялись паузы. В многоголосии прежде заданный напев зачастую едва прослушивался (и такая задача не ставилась), cantus firmus существовал как остов, композиционный формообразующий фактор. На этом будем считать, что с хоралом мы разобрались, а теперь в этом ключе подойдем к серии.



Мы оставим в стороны предыдущие сезоны и шумные загадки. По сложившейся традиции, каждый сезон сохраняет внутреннее единство, так что нас пока интересует вполне конкретный хорал этого года. Пока его основная тема едва различима, но мы угадываем её. Само начало четко задает ритм - задача зрителя не убедиться, а усомниться в том, что он ждет. «Ты думаешь, ты всё понимаешь» - дважды повторяет голос Шерлоку то, что создатели пытаются донести дальше. Помните слово этого года - post-truth? Беда не только Ватсонов, но и гениев. Мы видим и делаем выводы скорее из своей убежденности, чем из фактов. Пример: «Последний раз говорю тебе, Ватсон… - Шерлок оборачивается к младенцу, - Если хочешь, чтобы игрушка не падала, не роняй её!». Почему в этот момент мы не ожидаем увидеть Розу? Потому что наши ожидания уже определены. Во всем: какую роль сыграет Молли; что спрятано в бюстах; кому погибнуть, а кому жить. Да, нас - много, ожиданий - много, а вот сомнений нет почти ни у кого.



Потому сценарию придется взять на себя неблагодарную роль - снова научить нас сомневаться. Основная мелодия едва узнаваема, но ясна. Это же детектив? Холмс снова в игре. Мы ожидаем прибытия Мориарти. Добрая половина кадров выглядит так, словно её детали подсмотрели в популярных фанфиках. Восхитительное балансирование на грани. «Тэтчер нынче, как Наполеон». Фраза важна не только тем, что грубовато напоминает оригинальное название рассказа - первоисточника. Здесь снова не то, о чем мы «догадались». Значение фраза фактически прямолинейно. Мы задаем предметам, явлениям и понятиям - новые роли. Мы отправляем эти значения в свои крестовые походы и кухонных войнах отчаянно отказываем от единственного, что помогло бы обрести смысл - реальность. Шерлок упрямо спешит доказать себе и миру, что он в состоянии решить загадку. Он предвосхищает ответы. Прямо как мы



Традиции хорала спустя пару веков вернутся в новой технике - вasso ostinato (упорный бас) в многоголосной музыке - повторяющаяся в нижнем голосе мелодико-ритмическая фигура, на фоне которой обновляются верхние голоса. С седьмой минуты серию соскользнет в нечто подобное. Термин трактуется достаточно жестко - стабильно (упорно) возобновляется только бас, все остальные категории музыкальной композиции кроме формы (гармония, ритм, фактура и т.д.) мобильны. Пока Шерлок увлеченно мчит вперед, остальные фигуры всё сильнее отступают в тень. Каждому дали свою реплику и разрешили не договорить. Грег и его раздражение, Мэри и её отчаяние, Джон и его секреты. Ведь на самом деле - секреты есть только у Джона. Остальные просто изживают вполне григорианский комплекс вины. Потому и логично было бы предположить, что неидеальным окажется только идеальный Джон. Джон, который в минуту скорби поведет себя, как человек. Хитрые моффисы, ударить туда, где больнее всего. За три сезона мы научились культивировать интеллект, скорость, любые кульбиты сюжета, но вскрыли тайное. То, как мы стесняемся быть обычными. То есть живыми?

image Click to view



Сценарий, как плотная сетка, всё время крутится в руках, намекает, но позволяет соскальзывать снова и снова. Шерлок еще на собрании обращается к секретарю, «секретарши знают всё» отшучивается Мэри, «это всё из-за зависти» - верно, но зря отмечает Холмс. Круг замкнула, а пуля просто попала в его широкую петлю. Не ждали? Мы же там гордимся знанием канона? То есть ожидания - это наша часть сценария, которую великие тролли допускают в общий сюжет. Кроме оригинальной трактовки Дойля, смерть Мэри отчаянно напоминает десятки вариаций фикрайтеров. Мне кажется, на самом деле она случилась для того, чтобы Джон мог прошипеть: «Даже не смей! Ты же обещал!». Это Джон или массовое сознание взывает к ВВС?

image Click to view



Всё меняется. Всё неизбежно должно измениться, чтобы жить. В эпоху барокко появится чакона (ciaccona) - инструментальная пьеса, которая представляет собой полифонические вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в басу. Шерлоку и нам придется смириться с тем, что нельзя вернуть прошлое. Как бы быстро мы не отгадывали детали и шутки, как бы ловко не проникали в задумки создателей, прелесть и легкость первого сезона невозвратима. Этот этап пройден, а дальше ты выбираешь следовать за основной темой, присоединить свой голос к общему хоралу или сделать вид, что не увлечен этой, новой игрой.

image Click to view



О чем думала я? О том, что мы забываем, как трудно быть человеком. Что не бывает «обыкновенных» людей. Что люди или мертвые или живые. Бессмертная фраза: «Чем мертвый поэт отличается от живого? Мертвый больше никогда ничего не напишет». Всё живое - несовершенно. Мы реагируем на происходящее, как и положено живым. Неловко, зло, несправедливо. А какой справедливости мы говорим в мире, где так много случайного. Далеко не на всё можно поставить маячок. «Спаси Джона Ватсона! - просит Мэри, - Спаси, Джона Ватсона!». Это ведь не только Шерлоку. Джон Ватсон - продукт нашего общего, массового восприятия. Пришло время спасти нас от нас самих. И для начала придется отправиться к черту…



(Продолжение следует)

британцы, Шерлок, ВВС

Previous post Next post
Up