День Святой Великомученицы Офелии

Feb 15, 2016 12:31


И вопрос о ней - бедной девочке, бедной женщине, осужденной на гибель в страшной отвратительно-грязной тине. © Аполлон Григорьев «Офелия»

Эта традиция началась несколько лет назад с записи murmele. Тогда она объявила пятнадцатое февраля Днем поминовения святой великомученицы Офелии, «бедной глупой девочки, которая умерла за всех нас. А мы все будем за нее жить. Мы пойдем и купим себе цветов, которые нам не подарили наши Гамлеты (все равно мальчики никогда не умеют выбирать цветы), тем более что на следующий день после праздника они дёшевы, и будем жить дальше, и в следующий раз постараемся не требовать от наших Гамлетов невозможного». Поздравляю всех причастных (сочувствующих ему) с праздником, а сама напомню себе и нам, зачем он.



Офелия плывет
в дремучих травах сизых,
и ангелы на ней
стрекозами дрожат
и зеркальца над ней
серебряные держат,
чтоб видела она,
как милосердна жизнь,

как все-таки нежна,
и внемлет нашим просьбам,
и не бросает нас,
когда бросают все,
и терпеливо ждет,
останемся ли живы,
и справедлива к нам,
оставшимся в живых.

А память - воздух, свет,
эфир воспламененный,
вселенский шелкопряд,
соткавший сам себя.

А камень бирюза -
лишь кости голубые,
всего лишь косточки
умерших от любви.

© Юнна Мориц



Всего 158 строк стихотворного и прозаического текста - в одном из величайших драматических образов всех времен. Молодая девочка, девушка, дворянка, дочь, сестра, возлюбленная, подданная. Обреченная на мучения и гибель, как и Гамлет, но ему сегодня (в кои-то веки) никто слова не давал. У нее не так много действия: сцена прощания с Лаэртом и разговор с Полонием (I, 3), рассказ Офелии о том, как ее посетил сошедший с ума Гамлет (II, 1), ее беседа с принцем, когда он отвергает ее любовь (III, 1), их беседа перед представлением «мышеловки» (III, 2) и, наконец, сцена безумия Офелии (IV, 5). Дополнением к ним является рассказ королевы о том, как утонула Офелия (IV, 7). Зато она взаимодействует фактически со всеми ключевыми персонажами, так или иначе. Я уже высказывала, что в определенной степени она еще одно альтер-эго Гамлета, Гамлета до осознания трагедии. То, что сжирает его изнутри, Офелию спалит в одно мгновение. Помните у Рембо (перевод Б. К. Лившица):

Свобода! Небеса! Любовь! В огне такого
Виденья, хрупкая, ты таяла, как снег;
Оно безмерностью твое глушило слово -
И Бесконечность взор смутила твой навек.

image Click to view



Офелия, дитя, обреченное страдать безжалостными взрослыми. Она любит брата - тот поучает её. Любит и почитает отца - тот использует её в своих целях. Подчиняется королю и королеве - они предают ее. Обожает несчастного принца - тот отталкивает, убивает отца, подталкивая к невыразимого чувству вины. Вы осознаете, что у Гамлета с Офелией нет ни одной любовной сцены в пьесе? Только намеки. Зато именно ей в лицо, еще ребенку, этот царственный ханжа (да, я не люблю Гамлета, он мне простил) бросает прочувственный монолог о женщинах. Бесконечный поток обвинений. Красота женщин не имеет ничего общего с добродетелью: «...бог дал вам одно лицо, а вы себе делаете другое; вы приплясываете, вы припрыгиваете, и щебечете, и даете прозвища божьим созданиям и свое беспутство выдаете за неведение. Нет, с меня довольно, это свело меня с ума». Интересно, что мы то понимаем, что это спич в сторону матери, но Офелия, как она могла об этом догадаться. «Я свела его с ума» - вот, что она выносит, водружая на свои плечи бремя вины, непосильное никому.

image Click to view



Конфликт персонажа поразителен - её послушание, правильность, искренность. «Я буду Вам послушна, господин мой», - отвечает Офелия Полонию. Просто хорошая девочка, в каждой из нас жила (и живет) такая. Девочка, которая упрямо верит, что если всё делать правильно и хорошо, то всем хорошо и будет. Всё верно, но происходящее не столь рационально, а нам пора перестать виноватых, тем более в себе самой. Нас обманули, не нужно ничего контролировать. Жить - означает просто жить. Сейчас.

image Click to view



Исследователи часто указывают на отсутствие у Офелии «самостоятельной воли». Позвольте не согласиться. Опыта - да, понимания всей ситуации - да. Но разве грех - не знать, что отец всего лишь карьерист, брат - легкомысленный бонвиван, возлюбленного преследует призрак отца, а король с королевой всего лишь пытаются спрятать в воду своих грехи. Слова Офелии разумны, именно разум откажет ей, когда ситуацию (и без того плачевную) усугубит смерть отца. Очень показательно, что Гамлету так и не приходит в голову, что он - истинный виновник ее безумия и смерти. Нет, не потому что был груб и равнодушен (что сводит с ума и более зрелых, чем Офелия), а потому что открыто обвинил в своем безумии, утвердил в этой мысли, а затем «сделал» девочку повинной в смерти отца. Ведь его убило безумие принца, безумие, до которого «довела» она!

image Click to view



image Click to view



- На дне она, где ил
И водоросли... Спать в них
Ушла, - но сна и там нет!
- Но я её любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
- Гамлет!

На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных брёвнах...
- Но я её любил
Как сорок тысяч...
- Меньше,
Всё ж, чем один любовник.

На дне она, где ил.
- Но я её -
(недоумённо)
любил??

© Марина Цветаева

image Click to view


Офелия гибнет, пытаясь соблюсти интересы всех сторон: верноподданно служа королю, отцу, брату и возлюбленному. Чем больше на нее возлагают, тем виноватей она. Подвела отца, любовника, брата, а вот и бунт. По мне, она была счастлива в своем безумии больше, чем годы до него. Может потому она и убита? Но главное то, что тем она пострадала за всех за нас, верноподданных своим страхам и сомнениям. Кто сказал, что цветы нам должны дарить? А почему их нельзя купить себе. Такие, как нравятся. Тогда, когда хочется. Чтобы самой принести домой, поставить в любимую вазу, позволить себе быть несчастливой. Не почему-то, а просто так.

image Click to view



Офелия в цветах, в уборе
Из майских роз и нимф речных
В кудрях, с безумием во взоре,
Внимала звукам дум своих.

© Александр Блок

image Click to view



Офелия вовсе не была простушкой. Какой бы не была театральная практика, есть изначальный текст. Например, более чем остроумный ответ брату на советы отказаться от Гамлета:

Не будь как грешный пастырь, что другим
Указывает к небу путь тернистый,
А сам, беспечный и пустой гуляка,
Идет цветущею тропой успех.

Поняла ли Офелия в своем безумии, что принц тоже поиздевался над ней? Кто знает, но не зря же она поет песенку о Валентиновом дне, когда встречаются юноши и девушки и начинается любовь между ними, о любви чувственной, той самой, что мужчины обманывают женщин. Признающая свою вину, придавленная ей, она венчает мир цветами. В этой сцене любви больше, чем во всех валентинках мира. Как можно отвергнуть столь щедрый дар? Отныне, мы празднуем День Офелии - как день истинного освобождения от гнета обмана и боли. Нам нужды более страдать, Офелия - отстрадала за нас.



Офелия гибла и пела,
И пела, сплетая венки;
С цветами, венками и песнью
На дно опустилась реки.

И многое с песнями канет
Мне в душу на тёмное дно,
И много мне чувства, и песен,
И слёз, и мечтаний дано.



© Афанасий Фет

Спасибо, eliza_doolittl, что разрешила мне разместить этот пост. Я украшу его прекрасными британскими Офелиями очень разных постановок и экранизаций. С праздником нас всех! Действительно всех, ведь совсем не обязательно любить Шекспира или быть одиноким, чтобы разделить бесхитростную идею этого праздника: будем жить свободно и счастливо. Лично мне, в честь него, придут новые прекрасные сережки ручной работы от удивительного мастера из Пскова. Вечером я принесу домой цветы, которые сегодня еще и дешевы. Включу себе любимую или произвольную трактовку «Гамлета», и еще раз поблагодарю прекрасную Офелию, освободившую меня от многой боли.

британцы, театр, прекрасное, стихи, кино, книги

Previous post Next post
Up