«Дни и ночи» (Days and Nights), 2013 год

Sep 07, 2015 20:32


«... Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». © А. П. Чехов

Это крайне неторопливая, реалистично туманная и очень красивая картина - перефраз бессмертной русской пьесы. Я ждала её почти три года, но из-за низкий рейтингов, о ней мало писали и долго не переводили. Впрочем, оставим за спиной недоумение американцев, вспомнив, что «Чайка», вдохновившая режиссера, на первом же представлении с громким треском провалилась. Сценарий своего первого фильма Камарго писал сам, и не стоит искать в нем буквальной экранизации чеховской пьесы, как бы близко к сюжету не легла эта история. Просто представьте себе провинциальный выходной в Thanksgiving Day, конец 80-х, сердитое лицо Рейгана на пузатом мониторе телевизора, спрятанную в заповедных лесах усадьбу на берегу красивого озера. Всё как положено: семья, слава, надежды и неосторожные такие люди.



Стареющая кинозвезда Элизабет (Эллисон Дженни) в сопровождении молодого любовника - режиссера Питера (Кристиан Камарго) едет поздравить больного брата (какой невероятный тут Уильям Хёрт!) с днем рождения. Диагноз болезни Херпа Камарго не уточняет, но проступающие сквозь детали приметы СПИДа, делают эту историю вполне американской, но и настолько русской, насколько это по-человечески неважно. Не только потому, что заботливого доктора играет великий француз Жан Рено; сердитого смотрителя усадьбы прекрасный швед Микаэл Нюквист, чью дочь сыграет потрясающая тут Кэтти Холмс, её тишайшего (не узнаваемого) мужа - британец Марк Райлэнс. Впрочем, центральную пару, Эрика и Еву, заменивших хрестоматийных Нину и Константина, тоже играют прекрасные британцы Бен Уишоу и Джульет Райлэнс. В международной команде американской картины, вольно пересказывающей чеховскую «Чайку», всё столь же символично и невесомо, как и в русском оригинале. Но не будем спешить.

image Click to view



Начнем с начала. Кристиан Камарго (Christian Camargo) - американский актёр, продюсер и сценарист. Кристиан родился в Нью-Йорке, в семье американского актёра мексиканского происхождения Ральфа Камарго, коорый приходится Кристиану дедом. Его мать - актриса Виктория Уиндем. Другого будущего для себя Камарго не видел, играл еще в школе, затем окончил Джуллиардовскую школу драмы, начинал на Бродвее, где его заметили по общей работе с Майклом Гэмбоном и в постановке «Skylight». Сдружились актеры они нет, мне не известно, но не смотря на успех собственного реалити-шоу в тот момент, Камарго бросает всё и отправляется в Англию, чтобы присоединиться к актёрской труппе театра «Глобал». Именно там он встретил свою супругу, британскую актрису Джульет Райлэнс, отчим которой - Марк Райлэнс, не безызвестный нам театральный режиссёр и драматург, также появится в "Днях и ночах". Театра в жизни пары Камарго - Райлэнс очень много, по обе стороны океана, но что это знание дает нам? Кто знает, но в первом для Камарго режиссерском опыте… очень много театрального.

image Click to view



Не стоит отнимать у фильма его собственную историю, хотя созвучий и аллюзий здесь такое множество, что образованная аудитория наиграется в это вволю. Иногда это только красивые детали, иногда оборванные намеки, а иногда столь абсурдное изменение, что любо - дорого. Как бы то не было, «Дни и ночи», в отличии от «Чайки» пронзительная - притча, не лишенная горькой комедийности и абсурдной лиричности. Напомню, сценарий Камарго написал сам, и чеховского в нем больше, чем во всех современных нам постановках пьесы в России.

image Click to view



Выбирая себе этот фильм для просмотра, чего сможете ожидать? Высококлассной актерской игры. Абсолютно всех членов команды. Тут, не смотря на провал фильма в прокате, каждая роль - действительная удача для каждого из актеров. Для каждого здесь найдутся свои эпизоды, запоминающиеся моменты, которые ты ни за что не пожелаешь развидеть. Уильям Хёрт танцующий под «The Logical Song». Бен Уишоу беспомощно глазеющий на яйцо орлана в гнезде («Дам тебе один совет: не вылупляйся!»). Кэти Холмс, флегматично констатирующая провал постановки Эрика. Не узнаваемый Марк Райлэнс (пришлось проверить, кто же играет этого невероятного тормоза, не сумев достать из памяти имя актера и не сумев отвязаться от его образа). Трогательный (тут я достаточно точно подбираю эпитет) доктор Жана Рено. Лицо Мэри Черри Джонс, прыгающей в классики на лесной тропинке. Растерянность царственной Эллисон Дженни, до героини которой начинает доходить весь ужас предсказуемого финала. Бегущая в темноте Джульет Райлэнс, такая же грациозная и беспощадная, как древнегреческая Нефела. Как в хорошем спектакле, в этом фильме найдется сцена для каждого. Собственно, вы можете смело просто наблюдать за торжествующим мастерством.



Где и кого из актеров мы видели? Беру только британцев. Марк Райлэнс (Mark Rylance) только что подарил нам звездную роль в изумительном «Волчьем зале», отлично узнаваем по ролям в «Двенадцатой ночи», «Еще одна из рода Болейн», «Книги Просперо», «Анониме». Самое поразительное, что еще не успела оформить все свои бурные восторги по поводу его Томаса Кромвеля, а тут, бесконечно вглядываясь в лицо персонажа, не угадала актера. Можно ли прибавить что-то еще, и сто раз не повториться?



На деле Уильям Хёрт (William Hurt) - американец (честное слово родился в Вашингтоне, вырос вообще в Океании), но мы давно считаем и почитаем в нем «британца», так Уильям изучал актёрское ремесло в Лондоне. После развода с женой приехал на мотоцикле на шекспировский фестиваль в Эштоне, где сыграл свою первую заметную роль - и сразу Гамлета. Перед нами лауреат премий премии «Оскар», BAFTA, обладатель приза Каннского кинофестиваля как лучший актёр, и много еще чего. Мы только что оплакали его чудесный персонаж в нашумевшем британском сериале «Люди». Стоит ли упоминать, что этот великий характерный актер везде прекрасен?



Джульет Райлэнс (Juliet Rylance) досталась непростая роль Евы. Это не совсем Нина Заречная, скорее… впрочем, на мой взгляд, тут она такова, какой я и вижу Заречную. А мы уже упоминали, что Джульет британка, театральная актриса. А на телевидении мы её помним по ролям в «Синистер», «Милая Френсис», «Больница Никербокер».



яТут Я дошла до причин моего обращения к этой картине. А кто откажется увидеть, как Бен Уишоу (Ben Whishaw) играет некое современное воплощение Треплева. Тут чуть отклонюсь от восторгов, к достаточно сложным параллелям, и, возможно, допущу спойлеры (насколько возможны еще спойлеры «Чайки»), потому убераю под кат. Для не желающих заглядывать в него, останется лицо и имя актера, каждой своей ролью утверждающего своё невероятное мастерство.



[Уишоу]Дело в том, что Камарго не задавался целью пересказать «Чайку», в которой намеренно меняет символику. Юный Эрик случайно убивает орла, символ глубоко американский. Если еще учесть, что события происходят в День благодарения. Так же, как Костя, он приносит птицу к ногам свой Нины - Евы, но в другой ситуации, очень и очень иначе. Принято считать, что «чайка» - это Нина, сломленная своим чувством и надеждами. У Камарго, как и для меня, стержень сюжета именно - Эрик (в какой - то степени Треплев), но всё намного дальше от искусства, и много ближе к любви. Уишоу играет не разгневанного, желчного подростка, а сильно натянутую струну, судьба которой столь незавидна с самого начала игры, что ты отчаянно ждешь другой развязки. Камарго позволил себе оборвать многие линии, не затруднив повествование объяснениями. Там много мистики, много символизма, долгих проходов камеры, много пространства, чтобы услышать нечто своё. Что именно заставляет Эрика именно так закончить эту историю: видение или встреча, остается за кадром. Но ты увлекаешь не причинами, а тем невероятным отстранением, которое отыгрывает повзрослевший Эрик - Бен, играющий сам с собой в шахматы. В распахнутых глазах, кружащего по поляне героя, стоит такой ужас, что ты не сомневаешься, что услышишь через пару минут.



Великий юрист А.Ф. Кони писал Чехову 7 ноября 1896 года: «Чайка» - произведение, выходящее из ряда по своему замыслу, по новизне мыслей, по вдумчивой наблюдательности над житейскими положениями. Это сама жизнь на сцене, с её трагическими союзами, красноречивым бездумьем и молчаливыми страданиями, жизнь обыденная, всем доступная и почти никем не понимаемая в её внутренней жестокой иронии, - жизнь, до того доступная и близкая нам, что подчас забываешь, что сидишь в театре, и способен сам принять участие в происходящей перед тобою беседе». «Дни и ночи» - странная, очень чеховская картина. «Чеховская» не по сюжету, который так или иначе, жестко передан в антураже американской глубинки 1989 года, а именно по сути. Вязкая, местами абсурдная, с провалами линий, молчаливыми сценами, крупными планами, плоскими разговорами, физической необходимостью проследить до самого конца, участвовать в ней, выхватить из нее что-то своё. Всё, что происходит в ней, узнаваемо не только уроками в школе, но повседневностью, которая окружает нас самих. Неловкие споры, дурацкие убеждения, беспечная человеческая небрежность.

- Будь терпимей!
- Я стараюсь!
- Старайся лучше, это твой сын!



«...Вы не можете представить, как обрадовало меня Ваше письмо, - ответил Чехов Кони 11 ноября. - Я видел из зрительной залы только два первых акта своей пьесы, потом сидел за кулисами и все время чувствовал, что «Чайка» проваливается. После спектакля, ночью и на другой день, меня уверяли, что я вывел одних идиотов, что пьеса моя в сценическом отношении неуклюжа, что она неумна, непонятна, даже бессмысленна и прочее и прочее…». Фильм упрекали во вторичности, неоригинальности, бессвязности сюжета. Трудно оспорить, всё это в ней есть, но это ли?







Еще есть много красивой музыки, великолепной съемки, здоровой медлительности кадра, смакующего день ли... вечер. Для меня, это самостоятельный, более чем оригинальный, свободный от повторения мир, очень искрений в своей любви к Чехову. Остальное - вишенка на торте. Не все любят вишню.

британцы, ben_whishaw, американцы, кино

Previous post Next post
Up