Вот вам весь человек: жалуется на обувь, когда ноги виноваты. © Сэмюэль Беккет
Сегодня мир вспоминает великого классика. 13 апреля 1906 года родился Сэмюэл Беккет, ирландский писатель, один из основоположников (наряду с Эженом Ионеско) театра абсурда. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года. Автор «В ожидании Годо» и «Моллоя» и вошел в историю как мизантроп, которому никогда не изменяло мрачноватое ирландское чувство юмора. Писал на английском и французском языках. Вспомним Беккета сегодня и мы, одной чудной ирландской эксцентричной комедией по мотивам самой знаменитой пьесы писателя.
«В ожидании Годо» (Waiting for Godot) написана Беккетом на французском языке где-то между 9 октября 1948 и 29 января 1949 года, а затем переведена им же на английский. В английском варианте пьеса имеет подзаголовок «трагикомедия в двух действиях». Пьеса признана «самым влиятельным англоязычным драматургическим произведением XX века». Меня всегда умиляла история о том, как (уже после вручения Нобелевской премии) Беккет получил письмо от парижанина Жана Годо, который извинялся, что заставил так долго ждать. Вот это, я понимаю, признание.
Количество постановок пьесы и её экранизаций не поддается подсчету. «В ожидании Годо» (Waiting for Godot) - художественный фильм режиссёра Майкла Линдсей-Хогга, просто одна из многих. Выбранная (возможно) за то, что она как никто другой сохраняет оригинальный минимализм пьесы, скудность средств и поразительную по нынешним временам неторопливость: диалоги, игра актеров, продуманные кадры-мизансцены. Это кино для тех, кто устал спешить.
Click to view
Итак, двое бродяг на дороге у чахлого деревца ждут некоего Годо. Они не знают, кто он, но твёрдо уверены, что с его приходом их жизнь изменится к лучшему. Только Годо все не идет...
Click to view
Майкл Линдсей-Хогг (Michael Lindsay-Hogg) - американец, много снимавший для британского телевидения. Поразительно, но мы его лучше всего знаем, как режиссера клипов и музыкальных фильмов для «The Beatles», «The Rolling Stones», Уитни Хьюстон и сэра Пола.
Click to view
или
Click to view
Между тем, именно он режиссер части эпизодов знаменитого мини-сериала 1981 года «Возвращение в Брайдсхед» (Brideshead Revisited) с Джереми Айронсом, Энтони Эндрюсом, Дайана Куик, Клэр Блум, Лоуренсом Оливье, Джоном Гилгудом и другими. В 90-е много говорили о его фильме «Предмет красоты» (The Object of Beauty) с Джоном Малковичем и Энди МакДауэлл в главных ролях. Фанаты Гэбриела Бирна вспомнят «Звезды Фрэнки» (Frankie Starlight) 1995 года. Но самой известной кинокартиной мастера стал именно «В ожидании Годо». Не удержусь, вот вам бонусом портрет режиссера:
Роли в фильме исполняли Бэрри МакГоверн - Владимир (Диди), Джонни Мерфи - Эстрагон (Гого), Алан Стэнфорд - Поццо, Стивен Бреннан - Лаки, Сэм МакГоверн - мальчик. Оператор проекта Шеймас Дизи (Seamus Deasy), которого мы знаем и любим за «Щедрость Перрье», «Сортировку», «Фильм со мной в главной роли», сериалы «13 шагов вниз» и «Неверлэнд». Его новую работу в картине «Королева и страна» я еще не видела, но трейлер уже доставляет.
В этом вся загвоздка. (Пауза.) Правда, Диди, в этом ведь вся загвоздка? (Пауза.) Чтоб была красивая дорога. (Пауза.) И добрые путники. (Пауза. Нежно.) Правда, Диди? © Сэмюэль Беккет
Чего ждать от картины?
Поклонникам абсурда ничего объяснять не нужно, для тех, кто рискнет смотреть пьесу впервые - не ждите сюжета и привычного действия. «В ожидании Годо» - это диалоги, диалоги, диалоги...
- Но ты не можешь идти босиком.
- Иисус мог.
- Иисус! Нашел кого вспомнить! Ты же не будешь себя с ним сравнивать?
- Всю свою жизнь я себя с ним сравнивал.
- Но там было тепло! Там было хорошо!
- Да. И распинали на крестах.
Чтобы понять нужно ли вам это, представьте теплый, но немного пасмурный летний вечер. Вы одни, в дороге, причем так давно, что забыли, куда и зачем вы шли. Представьте, что вы решили немного вздремнуть. Или полежать. Легли, прикрыли глаза и даже сквозь сомкнутые веки чувствуете, как ветер гонит ленивые тучи по небу. Если вы не только представили это, но и улыбнулись этому - картина снята словно для вас.
Спал ли я, когда другие страдали. Сплю ли я сейчас? Завтра, когда мне покажется, что я проснулся, что скажу я про этот день? © Сэмюэль Беккет
Беккет взял две неприкаянные души и расположил где-то во времени. Где? Зачем? Для чего и кого? Не имеет значения. Нам всем иногда физически требуется остановиться.
Click to view
Не будем говорить плохо о нашей эпохе, она не страшнее предыдущих. (молчание) И хорошо о ней не будем говорить. (молчание) Не будем о ней говорить. (молчание) © Сэмюэль Беккет
Смешно ли это или грустно? И то, и другое. Это очень вязко, нежно, точно, невероятно… это пауза в разговоре. Просто способ взглянуть на что-то совершенно под другим углом. Я этой вещью (или фильмом, или любимым спектаклем Бутусова) снимаю градус самоуверенности или неуверенности в организме. Звучит странно, но гармонизирует. Прочищает. Ведь всегда …
Можно и подождать, если есть чего ждать. © Сэмюэль Беккет
Умница Беккет был невероятно умен и, не смотря на славу мизантропа, очень добр. Фильм - глоток доброты, даже магии. Самой необходимой нам магии - человеческого тепла.
Слeзы людские непреходящи. Если кто-то начинает плакать, где-то кто-то перестает. © Сэмюэль Беккет
Но помните: тут не будет ничего кроме двух чудаков и долгих разговоров. Империя абсурда не терпит суеты и случайных деталей. Да, паузы - вот еще одна важная черта этой пьесы. Говорящие паузы. Будьте готовы к ним.
Click to view
Всем доброго дня!