По сложившейся традиции, время от времени мы говорим об американских сериалах. «
Пациенты» (
In Treatment) 2008 года - подобный проект с британскими актерами, который мы не сможем обойти. 3 сезона, 109 эпизодов с Гэбриелом Бирном (Gabriel Byrne) того стоят. Перед нами очень небанальный телепроект, действие которого полностью воплощено в диалогах. Длительность каждого эпизода 30 минут.
Разве наше прошлое всегда определяет, в кого мы влюбляемся? Если это можно связать с больной матерью, самовлюбленным отцом, отсутствием родителей, становится ли от этого любовь ненастоящей? То, что я испытываю к тебе, всегда можно объяснить, но это нельзя опровергнуть. © In Treatment
Бирн в роли терапевта Пола Уэстона проведет нас через пять дней недели: понедельник, вторник, среду, четверг - с клиентами. В пятницу он сам отправится к своему терапевту, ведь доктор, как успешен бы он не был в своей терапии, тоже только человек. Пять человек, четыре истории и отдельно, сквозной линией история самого Пола. Ведь для него его жизнь и его пациенты - неразрывное целое.
Click to view
Для начала серьезное предупреждение. В этой работе абсолютно отсутствует то, что мы привыкли воспринимать, как «действие». В ней нет ничего кроме актеров и крайне скупой камеры. Два человека в комнате и разговор между ними. Как никогда, здесь всё зависит от актерского мастерства. Ведь вся предыстория, вся амплитуда происходящего существует лишь в облаке оговорок, фраз, колкостей, внезапных истерик. У меня несколько курсов заочного без диплома в общей психологии, мне не оценить передачу и достоверность психологического материала, но (уверяю) сериал и не стремился к документальности. Каждый эпизод - история человека, а не диагноза. Узнаваемая и очень мобильная. Это зрелище требует внимания, терпения, определенного труда. Наградой за него будет превосходный проект, снятый на самом высоком сценарном, режиссерском и телевизионном уровне.
Предупреждение малое: я буду говорить только о первом сезоне. Второй и третий просто не успела посмотреть. 109 эпизодов - богатый выбор. Но для общего обзора, 43 из них достаточно, чтобы определиться - нужно ли это вам.
Итак, пять историй. Точнее четыре и одна общая для них, история самого врача. Первая, понедельничная, Лора, красивая молодая женщина - анестезиолог, влюбленная в своего психотерапевта. Это история соблазнения, соблазна, влечения и патового поведения женщины, не согласной с отказом. Роль превосходно исполнила Мелисса Джордж (Melissa George), знакомая фанатам «Хорошей жены».
Click to view
Вторник будет отведен Алексу, летчику ВМФ, травмированному прекрасно исполненным долгом. Алекс бомбил цель в Багдаде, которая оказалась безобидным медресе. Погибло 17 детей. Играет этого самоуверенного, подчеркнуто брутального и высокомерного человека Блэр Андервуд (Blair Underwood). Один из самых двойственных и ярких персонажей первого сезона.
Click to view
Невероятная Миа Васиковска (Mia Wasikowska), здесь совсем юная, блистательно передает очень спорную историю шестнадцатилетней Софи, которую r Полу приводит необходимость судебного заключения по делу о ДТП. Софи стремится получить справку, что в её действиях (она попала под автомобиль) не было умысла и желания суицида. Не только трогательная, многослойная история, но и невероятный дуэт безмерно талантливой Мии с маститым Бирном. Просто не оторвать глаз.
Click to view
Наконец, персонажи, ради которых я забрела сюда. Джейк (Джош Чарльз /Josh Charles) и Эми (Эмбет Дэвидц / Embeth Davidtz) пришедшие на сеансы семейной терапии, чтобы разобраться «оставлять им долгожданного второго ребенка или соглашаться на аборт». Непростое решение только верхушка айсберга, а история Джейка и Эми - история двоих, очень разных и искренне любящих друг друга людей. Тем более, что за их спинами маячит фигура девятилетнего сына, еще одного заложника этой истории. Джошу, играющему грубоватого и нервозного музыканта, на плечи легла двойная нагрузка: передать причины конфликта этой пары и личную историю человека, понимающего что мир вокруг него стремительно рушится. Блестящая работа любимого артиста. Его взаимодействие с Бирном - исключительно.
Click to view
Наконец, сам доктор Уэстон. Небольшие вставками и оговорками нам в течении недели показывают (точнее, скорее указывают), что у Пола есть жена и трое детей. Кроме того, эта самая семья трещит по швам, грозя утопить не только себя, но и работу доктора. Страх приводит Пола к давнему супервизанту и коллеге, Джине. Когда-то их связывала общая работа и нежная дружба, но с тех пор прошло почти девять лет, и персонажу невероятной Дайэнн Уист (Dianne Wiest) придется заново наладить контакт с Полом, удерживая его в рамках адекватности. Гэбриел и Дайэнн невероятны во взаимодействии, отыгрывая едва уловимые оттенки проявлений эмоций и глубинных побуждений.
Click to view
«Лечение» (так иногда переводят «In Treatment») - драма HBO, инициированная невероятным колумбийцем Родриго Гарсия (Rodrigo García), режиссером таких шедевров, как «Клиент всегда мертв», «Клан Сопрано», «Таинственный Альберт Ноббс». Кроме этого он оператор «Джии» и «Четырех комнат», сценарист телевизионной работы «Отцы и дети» 2006 года (е` знают фанаты Гейла Харольда), «Девяти жизней» и нескольких эпизодов «Пациентов». Для этого проекта он выступил еще и продюсером.
«Пациенты» - виртуозная вещь, эмоционально-напряженное зрелище, требующее полного включения. Здесь выверена каждая фраза, каждый переход, любая деталь - часть взаимодействия. Пятно, чашка кофе, мелочь в карманах, одежда персонажей - всё включено в процесс. Формат и сценарий сразу предполагали, что у шоу будет очень ограниченная аудитория. Так и вышло. Рейтинги не блистали, но продюсеры (среди которых был Марк Уолберг / Mark Wahlberg) не сдавались и довели шоу до задуманного финала. Это оценили критики, b работа собрала такой пул наград, что перечислять будет нескромно. Среди них «Эмми», «Золотой глобус», Peabody Award, награды гильдии сценаристов.
Шоу не совсем оригинально, у него есть израильский источник, многосерийный фильм «BeTipul». Последний очень хвалят специалисты, указывая не только на отклонения от сюжета в «Пациентах», но и некоторое смещение в акцентах. Не думаю, что это критично. Истории «In Treatment» столь узнаваемы и жизненны, что не требуют особого усилия. Ко всему материал богат и разнообразен, позволяя сконцентрироваться на более близком себе. Бонусом у американского сериала очень красивый саундтрек.
Click to view
Click to view
Есть и российский ремейк израильского «В лечении» (BeTipul) с Ксенией Кутеповой в главной роли. Называется «Без свидетелей», снят он в 2012 году. Но, как говорит моя подруга, к черту подробности. Мы говорим о «Пациентах» - очень красивой метафоре патологичности окружающей нас обыденной жизни. Эти узнаваемые метания, это жестяной короб вины, который мы наращиваем между собой и миром, заглушая ясный голос разума и здоровую экспрессию чувств. Рано или поздно всё выходит из-под контроля. Мы привыкли к тому, что время от времени нам нужен… доктор. На этот раз доктор… Бирн.