Что случилось с третьим сезоном?

Jan 14, 2014 15:06



Безумству храбрых пою я песню, танцы закончились и мой (заслуженный) панегирик опустит долгие похвалы великолепному сезону, сценарию, операторской работе, актерскому ансамблю, недоступному мне искусству монтажа, невероятным реквизиторам и костюмерам 3 сезона. Сезона еще раз рискнувшего выйти на новую высоту. Пока все обсуждали, как выжил Шерлок, Моффат стирал грани реальности. Он уже однажды рискнувший вывести на рынок совершенно новый продукт, рискнул еще раз. Кажется, теперь я понимаю, почему первые серии вызвали такое отторжение у части зрителей и фандома. Перед нами совершенно новый уровень мультимединости. Термин использую несколько … смело, потому чуть позже объясню свою мысль.

По старой традиции, ставлю перед катом обычные свои предостережения. Не ищите там ответа на вопросы «как выжил Шерлок» или «как не умер Джим», мне всё равно настолько достоверна Мэри и «торт ли» это невероятный симбиоз текстовой, аудиальной, графической и видео информации. Еще придет час разбора деталей, цитат, этических задач (которых Моффисы в этот раз разбросали и разрешили в таком количестве, что у меня не хватило слюны). Говорить буду совсем об ином: почему это совершенно новый, смелый и больше чем телевизионный продукт. К сожалению, со своей колокольни. Извиняюсь за недостаток знаний.

Термин мультимедиа чаще всего используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним. Для компьютерщиков он означает, что информация пользователю поступает через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.

Кино (по своей сути) и является аналогом линейного способа представления мульмедиа. Добавляя в «кино» интерактивностью была создана новая реальность, которую охотно используют компьютерные игры. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа». Добавим сюда интернет и вплотную подойдем к проблемам, которые еще понадобятся нам.

Интерактивные интернет механизм упростили нашу жизнь настолько, что теперь нарезать видео-ряд, выложить видео, обрезать гифку, залить арт потребителю не требуется особых профессиональных знаний. Услужливые справочники и ресурсы подскажут готовые ответы, и вот я уже уверенно строчу статью о том, что (по уму) мне не доступно. Фактически, не понимая чем отличаются форматы сохранения графических данных, я безошибочно найду нужную гифку, чтобы украсить свой текст, подставлю фотографию (лишь примерно представляя её истинные размеры), смонтирую жалобное видео под свой любимый пейринг.

Моффат (условно обозначим любимым троллем всю команду) уже два сезона активно совмещающий новый вид съемки, динамики, графические локации и текстовые сообщения прямо на экране во время непрерывающегося основного действия вместо отдельных кадров, уже продарил нам совершенно новый (успешный) продукт. Сценарий был превращен в уникальную, невероятную игру. Всё от реквизита до самой последней реплики стало иметь значение.

Мы подхватили. Кто сейчас не помнит увлекательные расследования одежды героев, каждой из локаций, соотнесения реальности Лондона с Лондоном повествования, реплик, поиск аллюзий. Больше того, фразы из серий разлетелись и стали мэмами. Не представляющие Фримана и Камбербэтча, школьники охотно перебрасываются «не говори вслух, ты понижаешь IQ всей улицы».

Второй сезон возвел это в кубе. «Мозговитость, теперь сексуальна». Армия поклонников сериала размножилась до невероятности, если не сказать бесконечности. Подкинутая финалом загадка два года служила абсолютно самостоятельной забавой, рождая графические, видео - решения «как же выжил Шерлок». Настолько самостоятельные, что некоторые из них могут послужить основой собственной оригинальной истории.

Так что же не так, с третьим сезоном? Точнее, так как мне «всё так», скажу по-другому. Что нового дал нам новый сезон?

Ничего, если я процитирую Шерлока: «Есть вещи, которые лучше предоставить воображению». Наше воображение два сезона кормили таким обилием деталей, что мы привыкли «перебирать» ими. Самое простое из решений: детали оставить - объяснения скрыть. И вот: мы снова видим, но не наблюдаем.

Первое, что изменилось - новый уровень интеграции. «Шерлок» всегда был еще тот балаган, но чтобы столько жанров в одном раз раз? Такого мы не видели давно. Подобный прием не нов для телевидения (Что мы не видели поющих детективов, например?), но Моффисы сдвинули границы жанров. Например, мальчишник для двоих - классическое роуд-мови, плюс пантомима, комедия и домашнее видео. Где начинает одно или другое не разобрать. Молчу о том, что первая серия вообще фильм, а фильме, да и говорить о сериях сложно, потому что они целый кусок повествования. Пересмотрите теперь сразу три - и вы увидите новый фильм.

Время. Самый неуловимый и говорящий прием кино и телевидения. Время в этом сезоне достойного отдельной записи. Обратили внимание: оно в каждой серии сжато в спираль и не раскручивается, а растягивается как пружина? Первая серия охватывает события от одной недели до пары дней. Если считать по сценам, то три дня. Встреча в ресторане (возвращение) - день разговора братьев, расследования с Молли заканчивается похищением Джона - на следующий день тот приходит благодарить и начинается квикстеп поиска бомбы. Но в пределе восприятия - поиски Шерлока, разговор с миссис Хадсон до памятного выхода «время быть Шерлоком Холмсом». Не забывайте, поверх всего существуют догадки «спасения» Шерлока, которые происходят в своем собственном времени.

Теперь вторая. В ней элегантно разместилось полгода. Часть из которого - флешбеки, часть существует в некотором приближении - смерть гвардейца (да он не умер, у Моффисов последнее время почти никто не умирает) явно расследовали перед самой свадьбой (есть упоминание: две недели до репетиции в церкви) и собственно «день» свадьбы. Один день и полгода событий существующие равноценно.

Третья серия - еще полгода. Как вычисляю? Животом Мэри. Свадьба в мае, вернулись через месяц из медового месяца, помирились супруги на Рождество. От июня до декабря? (Это привет тем, кто считает, что Джон легче простил Мэри за ложь, чем Шерлока. Последнего раза три стукнул, а с женой полгода не разговаривал). В этой серии особенно видно, что мы можем самостоятельно измерять время. От выстрела до разоблачения - неделя (реплика Шерлока медбратам скорой «Нам сказали было огнестрельное ранение?». «Было. Неделю назад»).

Зачем нам это? Затем, что Моффат воспользовался временем, как симулякром. Мы ждали два года, герои ждали два года. События заканчиваются примерно (если на Рождество Шерлок был арестован, то его судьба решилась) плюс - минус сейчас. Мы и герои единовременно (в этом пространстве) слышим голос Джима «Соскучились по мне?».

Круто? А то!

Особые маркеры.

Маркером становится сама съемка. Боюсь, потребует отдельный пост, если по кадрам разбирать, где и какой манерой воспользовались. На вскидку, вся линия Магнуссена снята на манер камер слежения, зафиксируйте этот факт и вы найдете момент, когда на самом деле Магнуссен появляется в жизни героев.

Чертоги

Мне не стыдно, я угадала «чертоги» Магнуссена. Это лежало буквально в кадре, ровно в сцене 1 серии. Это была буквальная визуализация того, что о чертогах говорили Шерлок и Джон. Но мы увидели больше. Нам дали заглянуть в голову Шерлоку.

Смерть в чертогах - показательная сцена (ох, на целый пост). Бег по лестнице вниз - к смерти, и отчаянный подъем наверх - к жизни. Каждая деталь узнаваема: от обоев до пощечин Молли. Узнаваема не только для нас, все они легко дефишруются. Честно говоря, уверена, что вы солжете, если заявите, что никогда не говорили в голове с матерью или другом. Когда внутри понимаю, что мой поступок отвратен, мысленно вижу, как отец сводит брови, «Ну ты и свинья» - сквозь губы говорит он. Перед нами, господа, визуализированный всеми современными технологиями, поток сознания.

Да, это уже было-было в кино, но тут оно очень к месту, не правда ли? Отзеркаленное чертогами Магнуссена, оно предстает нашей собственной свалкой.

Суда же я отношу игру в «маленького» Шерлока. Шерлоку кажется, что брат видит его «маленьким», потому что считает «глупым». Каждый раз, когда брат сердится, или сам Шерлок сердится на себя, он видит себя ребенком перед старшим братом. Которого боится и уважает. Он то, на что равняется Шерлок, к чему стремится. Майкрофт видит брата ребенком, потому что любит. Больше всего на Земле. Единственная слабость, бесконечное стремление ограждать и защищать. Ох, сколько нам дает маленький Моффат, простите, Шерлок! Больше, чем рассказ о том, что братья любят друг друга. Тоже мне новость. Никого не удивило, что это прием несколько иного кинематографа? Нет! И правильно, интеграция прошла идеально. Потому что этот «ребенок» симулякр.

Симулякры

Да простит меня Бодрийяр, мы живем в мире гиперреальности уже давно. Живем, но делим: вот гиперреальность моей повседневности, а вот гиперреальность любимого сериала. А вот Моффат берется и смывает границы гиперреальности персонажей и зрителей.

В пространство фильма щедро введены детали симуляркров фандома, сам фандом, зритель, детали восприятия зрителя. Всё это крепко замешено, провернуто на огромной скорости и бережно воспроизведено. Мы посмотрели фильм и в фильме фильм о том, как мы видим это кино. Одновременно.

Осталось последнее: зачем всё это?

Затем, что жизнь - это движение.

Нет ничего опаснее, чем удобно расположение перед монитором, угрюмое зависание на любимой гифкой.

Перед нами приглашение. «Игра начинается». Мы можем идти вперед. Расшифровывать, дешифровать, гадать, искать, находить, фиксировать, двигаться дальше. Это больше, чем приглашение к танцу. Больше, чем танец. Это толчок вперед.

В сериале бережно сохранено всё, что любит сам Моффат и мы: аллюзии к канону, загадки, словесное фехтование, абсолютная достоверность поведения. Да, потом забуду: мы смотрела два года на мир «Шерлока» глазами Джона, этот сезон - глазами Шерлока. Помните «Добро пожаловать в мой мир» - это звучит в первой серии. Прямо в лоб.

Потому кому-то кажется, что «Джон меньше любит Шерлока», это просто история любви Шерлока, а не история не любви Джона. Потому в этом мире иногда так неуютно, а речи жениха уделено столько времени. Нам перевернули этот мир другой гранью. Открыли дверь… стоит ли пятиться и кричать «Нет, нет, это всё уже не то!». Это шанс!

Мы стоим на пороге собственной современности. В нашем собственном времени, среди технологий, которые так привычны. Почему бы не включится во всё это.

Вот, что попытался сделать Моффат. Ввел нас в эту переменную. Не нас в комьютерную игру, а игру - в нас.

Шерлок, ВВС

Previous post Next post
Up