Исходный текст найден у
qkempek в
Президент РФ придет на помощь Потомки командира затонувшей подлодки просят президента РФ Владимира Путина о помощи
Хрисанф Бугураев - командир русской подлодки типа «СОМ», которая затонула 100 лет назадв Балтике, у берегов Швеции. Его потомки обратились с письмом к Владимиру Путину и премьер-министру Швеции Стефану Левену, с просьбой о том, чтобы ее поднять.
"Как прямые родственники командира, мы просим удовлетворения заявки на подъем судна компанией Ocean X Team и предоставить эксклюзивные права на подъем с целью последующей передачи подлодки в Россию и обеспечения церемониальных процедур погребения подводников Российской империи", - говорится в документе. Подписи под ним поставили 18 потомков командира подлодки.
27 июля 2015 года определено местонахождение подлодки, что стало результатом сотрудничества шведских и российских исследователей. Потомки экипажа, погибшего на лодке, проживают в России, США, Украина и Белоруссии. Дайверы из Ocean X Тeam и исландской iXplorer ocean research 23 мая почтили память погибших, спустив на воду 18 цветов, с зачитыванием имен погибшего экипажа.
Следует отметить, что, на самом деле, обнаружение "Сома" вовсе не является открытием ни для дайверских кругов Швеции, ни для шведских вооруженных сил, поскольку, согласно более ранним сообщениям, корпус "Сома" реально был найден на этом месте другими шведскими дайверами самое позднее еще в 2011 году. Как явствует из публикации шведского веб-ресурса www.dn.se , находка "Сома", в частности, обсуждалась на одном шведском дайверском веб-форуме, на котором присутствуют члены Ocean X Team, летом 2014 года, так что нынешнее преподнесение "сенсации" этой командой выглядит довольно странно.
Хорошо известна и история подлодки «Сомъ», построенной в июне 1901 года на верфи Льюиса Никсона в США по проекту Джона Филипа Голланда. Изначально лодка носила имя «Фултон», и для своего времени это был суперсовременный корабль: лодка могла находиться под водой до 15 часов; автономность плавания - 8 суток. Экипаж - 18-22 человека. Первоначально лодка оснащалась бензиновым двигателем внутреннего сгорания мощностью 160 лошадиных сил и гребным электромотором (70 лошадиных сил). Вооружение состояло из одного носового торпедного аппарата калибра 457 мм (боезапас - 3 торпеды). Также лодки данной серии в составе Балтийского флота были вооружены и орудиями калибра 37 мм.
В 1904 году при посредничестве товарищества Невского судостроительного и механического заводов (Санкт- Петербург) была приобретена Российским императорским флотом. Позже в России были построены ещё шесть подводных лодок аналогичного типа. Корпуса лодок строились из российских материалов, а механизмы и оборудование приобретались в США. 28 апреля 1904 года 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства зачислена в состав Сибирской флотилии под именем "Сом". В июле 1904 года лодка в частично разобранном виде была доставлена пароходом из Нью-Йорка в Кронштадт и к 6 сентября достроена на Невском заводе. 26 сентября субмарина вступила в строй, в октябре прошла испытания в Морском канале.
Несколько слов стоит сказать и о командире подлодки «Сомъ» Хрисанфе Бугураеве. Родился он на Масленицу 1891 года в семье казака и жителя станицы Усть-Белокалитвинской Константина Бугураева. Отец новорожденного был уважаемым казаком из личных дворян Войска Донского. В молодости окончил офицерское отделение Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища, участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, за героизм был награжден орденами Святого Станислава III степени и Святого Георгия IV степени.
Став есаулом, Константин Бугураев обратился с прошением в канцелярию окружного атамана Донецкого округа Войска Донского с просьбой о зачислении сына Хрисанфа в платный приготовительный пансион для последующей учебы в Донском Императора Александра III кадетском корпусе.
Все девять лет Хрисанф учился с охотой. В табелях офицеры-воспитатели отмечали, что кадет «способный, достаточно хорошо развит, прилежен, внимателен, трудолюбив, к учебе относится добросовестно». В табеле старшего курса характеристика еще лучше: «Добродушный, уживчив с товарищами, помогает отстающим, набожный, привязан к родителям, вежлив в общении, опрятен, бережлив, проступков не совершает».
Выпускные экзамены кадет сдал со средним баллом 9,71 из 12 возможных. И был удостоен к производству в вице-урядники.
Никогда уже не узнать, почему молодой казак так полюбил море, но осенью он поступил в гардемарины. Образование в морском корпусе чередовалось с плаванием на учебных судах «Рында» и «Воин», на крейсерах «Богатырь» и «Аврора». В 1912 году Хрисанф Бугураев получает первый офицерский чин моряка - «мичман» - и зачисляется в 1-й Балтийский флотский экипаж.
В экипаже молодой офицер был недолго. Очень скоро он подал рапорт морскому министру с просьбой о зачислении в Учебный отряд подводного плавания (УОПП). Затем была служба на подлодках «Стерлядь», «Крокодил», «Акула», «Окунь», женитьба на дочери отставного полковника Надежде Пановой.
Войну 1914 года мичман Бугураев встретил уже опытным подводником. В 1915 году он был награжден за участие в боевых походах орденом Святого Станислава III степени с мечами и бантом. В начале 1916 года Бугураев - старший офицер на ПЛ «Крокодил», в звании лейтенант. В апреле он стал командиром ПЛ «Сом», а уже 10 мая он скомандовал идти на перехват шведского парохода «Ингерманланд».
16 июня 1916 года, приказом по Морскому ведомству, ПЛ «Сом» стала считаться погибшей. Командир этой подводной лодки лейтенант Х.К. Бугураев был «исключен из списков офицеров флота, как погибший при исполнении боевого служебного долга».
СПИСОК ПОСЛЕДНЕГО ЭКИПАЖА ПОДЛОДКИ «СОМЪ»
ОФИЦЕРЫ
Хрисанф Константинович Бугураев - лейтенант, командир подводной лодки. Родился в 1891 году в станице Усть-Белокалитвинской. Его отец участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., за героизм получил ордена Святого Станислава III степени и Святого Георгия IV степени. Сам Хрисанф выбрал флот. Служил на крейсере «Аврора». С 1912-го - в подводном флоте. В 1915-м его наградили за участие в боевых походах орденом Святого Станислава III степени с мечами и бантом. В апреле 1916-го стал командиром «Сома».
Борис Владимирович Саско - лейтенант, старший офицер подводной лодки, родился в 1891 году, на службе с 1908-го.
МОРЯКИ
Иван Ант
Иван Антонович Андрианов - рулевой-боцманмат, на службе с 1912 года, уроженец села Таймоново Быховского уезда Могилевской губернии
Дмитрий Петрович Безматерных - моторный унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1910 года, уроженец деревни Подзуевой Ордынской волости Осинского уезда Пермской губернии.
Михаил Михайлович Гусев - матрос 2-й статьи, исполняющий должность минного машиниста, на службе с 1912 года, уроженец села Кочетовка Спасского уезда Тамбовской губернии.
Дмитрий Макарович Завадский - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1910 года, уроженец деревни Юронки Оршанского уезда Могилевской губернии.
Дмитрий Борисович Захарченко - старший электрик, на службе с 1912 года, уроженец деревни Поповка Рогачевского уезда Могилевской губернии.
Николай Иванович Истратов - машинист 1-й статьи, на службе с 1914 года, уроженец деревни Красная Пахра Подольского уезда Московской губернии.
Лука Маркович Кирейчук - электрик, унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1912 года, уроженец Криской волости Гродненского уезда Гродненской губернии.
Алексей Львович Климачев - электрик, на службе с 1915 года, уроженец Саратова.
Дмитрий Александрович Корнев - минный машинист 1-й статьи, на службе с 1912 года, уроженец деревни Ченец Шуйского уезда Владимирской губернии.
Захар Степанович Кривчиков - рулевой-боцманмат, на службе с 1912 года, уроженец села Грязное Царицынского уезда Саратовской губернии.
Даниил Семенович Лунин - рулевой, на службе с 1915 года, уроженец села Кузанкина Касимовского уезда Рязанской губернии.
Николай Андреевич Романов - моторный унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1911 года, уроженец деревни Ксюнино Костромского уезда Костромской губернии.
Иван Васильевич Сидоров - электрик, на службе с 1915 года, уроженец г. Ельца Орловской губернии.
Николай Иванович Сорокин - машинист 1-й статьи, на службе с 1914 года, уроженец деревни Волтино Ильинской волости Тверской губернии.
Алексей Михайлович Цвелодуб - моторный унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1911 года, уроженец села Янково Глуховского уезда Черниговской губернии.
Илларион Демидович Шевенок - артиллерийский унтер-офицер 2-й статьи.
Но, в Стокгольме с подъемом лодки предпочитают не торопиться, Владимир Путин, наоборот, готов в кратчайшие сроки прийти на помощь и помочь потомкам захоронить своих родственников, как подобает по христианскому обычаю. Такие непростые дела должны решаться вне политики, поэтому Россия в этом случае готова идти на контакт с Швецией и взять на себя груз переговоров по подъему субмарины..