Комсомольск-на-Балтике - город который никогда не существовал на карте. Да и само название никогда официально не применялось. Кроме него это место так же называют Второй Кронштадт, Строительство 200, Лужская база. Все они относяться к недостроенной морской базе советского флота в Лужской губе, в районе поселков Вистино и Ручьи.
Решение о строительстве маневренной базы Балтийского флота в Лужской губе было принято в 1934 году. Для ее возведения в 1937 году был организован Лужский ИТЛ ситстемы ГУЛАГ. В 1940 году его численность достигала 10222 человек. Информации о ходе строительства и его масштабах очень противоречива. Очевидно, что после аннексии Прибалтики и передислокации флота в Таллин строительство было законсервировано, хотя Лужский ИТЛ был закрыт только с началом войны в июле 1941. Всю информацию об этом месте а так же схему сверху я взял с
форума фортоведов.
На месте Новой гавани сейчас находится грузовой терминал (отмечена черным), и смотреть там как я понял особо нечего. Правда стоит сказать что сама гавань имеет искусственное происхождение и была вырыта как раз для ВМБ. Осмотреть решил Старую гавань (отмечено красным) и немного прилегающий к ней район. Коротко о дороге. Ехал от Петербурга по трассе Санкт-Петербург Ручьи, бывшая А121. До Соснового Бора покрытие довольно убитое, много ям. После хорошая ровная трасса с минимальным трафиком. В поселке Лебяжье остался военный погранпункт. Все машины сбавляют скорость, но никого не останавливают. Зачем он нужен я не понял.
Дорога все время идет вдоль залива и довольно живописна. Ближе к Вистино она поднимается на береговой уступ Ижорской возвышенности и с нее открываются красивые виды на Лужскую губу и Кургальский полуостров.
Вистино довольно оживленный поселок. Здесь есть пара супермаркетов, школа и этнографический музей.
Здесь же есть туристический указатель с местными достопримечательностями, хотя до Копорской крепости путь не близок. Кстати все они на этом стенде отнесены к ВИА Ганзеатика - это международный туристический маршрут длиной в 589 км, который включает культурные и природные достопримечательности Латвии, Эстонии и России.
Указатель показывает налево а мы в поселке Ручьи поворачиваем направо и едем по булыжной дороге в литературе имеющей название "Ворошиловская". Таких булыжных дорог в этих местах довольно много. Все они были построены в 30е годы.
Дорога выводит к Старой гавни. Она ограничена двумя пирсами. Судя по имеющимся данным, она имела второстепенное значение. Здесь предпологалась вспомогательная гавань и сухой стрительный док.
Еще недавно у этой причальной стенки были отшварованы списанные корабли.
Вид на гавань с пирса номер 1.
Корабли на рейде. Хотя Усть-Лужский порт крупнейший на Балтике по грузообороту, чисто внешне так и не скажешь. На подходе к Петербургскому порту кораблей гораздо больше.
Этот торчащий из воды кусок железа во всех отчетах, отмечается как срезанное днище крейсера Аврора.
Вид в сторону Усть-Луги.
Крупнейший порт на Балтике с грузооборотом в 2016 году до 93,4 млн т.
Вид на север в сторону Новой гавани. Гексабиты вдоль мола были установлены уже в 80-е годы. Дальше на север разрушенная причальная стенка среди местных называвшаяся "линкорный причал".
Дом на Викимапии отмеченный как "Боцманский" Находится судя по всему в заброшенном состоянии.
Но внутри относительный порядок.
Так и не понял, что это за конструкция, похожая на основание древнеримской колонны.
Сейчас из нее бьет морская вода превращая ее в своеобразный фонтан.
Южный мол или мол номер 8.
Вид на сухой строительный док.
Затопленный кессон или по научному массив гигант, при входе в бывший сухой док.
Бывшие причалы номер 10 и 11. Как я понял небольшая база существовала здесь и после войны.
Вдоль берега идет грунтовая дорога не самого плохого качества.
Единственное строение которое попалось на пути. Но здесь есть и более
грандиозные сооружения которые я к сожалению не нашел.
Возможно бывшая подстанция.
Вообще различных кусков бетона с арматурой торчащей из земли здесь довольно много.
Встречаются так же возвышенности, явно искусственного происхождения.
Если не ошибаюсь это насыпь бывшей железной дороги.
К сожалению эти красивые места очень загажены мусором. Раньше весь южный берег залива был погранзоной. Хотя до ближайшей границы было полторы сотни километров. Ничего более бредового придумать было нельзя, но это делало этот район относительно нетронутым.
Дальше к югу в море выдается бетонный коллектор, самый большой сохранившийся объект.
Он тянется от моря вглубь материка на несколько сотен метров.
Смотровые колодцы.
96 DRL - что бы это значило?
В этом месте труба коллектора обвалилась.
Дальше через него переброшена конструкция похожая на мостовой переход.
После него коллектор идет по открытому желобу.
После чего прорезает в прибрежную гряду, которую саму можно принять за исскуственное сооружение.
Лес в этом районе вывален. Вполне возможно скоро здесь начнется строительство продолжения растущего Усть-Лужского порта и то немногое что осталось от недостроенной базы окончательно уйдет в историю.