Оригинал взят у
ps_84 в
А все могло бы быть совсем иначе... (с)Когда меня спрашивают, что лично я потерял в СССР, мне сложно ответить одной фразой.
И лишь недавно я понял, что именно все мы потеряли там, четверть века назад: мы потеряли надежду на будущее. Очевидно, что будущее неминуемо будет. Но мы, увы, его уже не увидим - жизнь человеческая не столь длинна. На закате Рима уже появлялись отдельные элементы цивилизации, которые вновь вернулись лишь в 18-м-19-м веках. Но Средневековье оборвало надежды последнего поколения Рима увидеть технологический рывок на следующую ступень.
Думаете, я утрирую? Ни капельки. Ведь не джинсы и жвачка дают следующую ступень. Ее дают прорывные технологии, которых мы в ближайшем будущем не увидим.
Вот об одной из таких технологий я вам сейчас и расскажу.
17 февраля 1976 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление No132-51 «О создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой до 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращения с орбиты грузов массой до 20 т» - короче, о создании «Бурана». «Буран» вызывает бурные споры о своей концепции, но молчаливо признается, что технические решения выше любой критики. Однако это, к сожалению, не так. Сейчас можно утверждать, что куда более перспективной альтернативой «Бурана», способной перевернуть не только развитие мировой космонавтики, но и историю нашей планеты, был бы атомный воздушно-космический самолет В.М. Мясищева М-19.
После восстановления в 1966 г. самостоятельного (но гораздо менее мощного, чем раньше) КБ, Мясищеву были поручены такие темы, как изучение систем управления пограничным слоем. Однако Владимир Михайлович развил бурную деятельность, предложив семейство самолетов короткого и вертикального взлета, самолет-перехватчик высотных аэростатов, принял участие в конкурсе стратегических бомбардировщиков, включился в работы по государственной программе освоения водородного топлива «Холод»...
Но воздушно-космическим самолетом Мясищев заниматься не торопился, прекрасно зная о его врожденном недостатке - меньшей по сравнению с ракетой-носителем массовой эффективности, требующей революции в материаловедении. Выход конструктор увидел в предложении руководителя группы в ЦНИИ-50 (головной институт космических войск) О.В. Гурко.
В завершенном виде концепция М-19 выглядит так. Взлет и первоначальный разгон 500-тонный ВКС совершает как атомный самолет с двигателями замкнутого цикла, причем в качестве теплоносителя, передающего тепло от реактора к турбореактивным двигателям (10 х 25,0 т), служит водород. По мере разгона и набора высоты, водород начинает подаваться в форсажные камеры ТРД, а потом - и в прямоточные двигатели. Наконец, на высоте 50 км, при скорости полета, большей 16 М, включается атомный ракетный двигатель (схемы «А») тягой 320 т, завершающий выход на рабочую круговую 185-км орбиту. Полезный груз предполагался в 40 тонн!
АТОМНЫЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ М-19: длина (без сбрасываемого хвостового отсека) - 69,0 м; размах крыла - 50,0 м; площадь несущей поверхности - 1000 кв.м.; высота - 15,2 м; размеры грузового отсека - 20.0х4.0х4.0 м; объем - 320 куб.м.; стартовая масса - 500.0 т; полезный груз - 40.0 т на орбиту 185 км; запас жидкого водорода - 220.0 т; мощность ядерного реактора в зависимости от режима полета - 2100 - 15600 МВт; турбореактивные атомные двигатели - 10х25.0 т; ядерный ракетный двигатель - 1х320.0 т; потребная длина ВПП - 4.0 км; экипаж - 3-7 чел. Цифрами обозначены: 1 - кабина экипажа; 2 - двигатели системы ориентации; 3 - манипуляторы; 4 - створки грузового отсека; 5 - полезный груз; 6 - водородные баки; 7 - теплозащитные панели; 8 - запасы топлива двигателей ориентации; 9 - шасси; 10 - баки системы орбитального маневрирования; 11 - сопло ядерного ракетного двигателя; 12 - двигатель орбитального маневрирования; 13 - реактор с защитой; 14 - ядерные турбореактивные двигатели; 15 - элементы конструкции; 16 - жилой отсек.
Кстати, использование водорода (конечно, жидкого) и как рабочего тела ЯРД, и как теплоносителя, решает еще одну проблему: водород в реакторе не активируется, и, соответственно, радиоактивного заражения не создает. Естественно, те же 40 тонн М-19 мог и спустить с орбиты, и, опять-таки, в режиме атомного самолета, вернуться на свою базу с любого витка. Мог и выполнить тот пресловутый «нырок» в атмосферу с маневром по курсу и возвращением на орбиту, который так никогда и не совершил «Шаттл», и которого так боялись наши военные.
При некотором уменьшении полезного груза, аппарат без труда достиг бы любой точки околоземного космоса вплоть до окололунной орбиты. И неотъемлемой частью корабля оставалась ядерная энергоустановка, позволяющая решать в космосе такие задачи, которые потенциальным заказчикам и во сне не снились...
Конечно, угроза загрязнения местности при падении аварийного самолета оставалась, и для ее предотвращения корпус реактора с круговой защитой должен был мяться, но не терять герметичности при ударе о землю со скоростью 300 м/с, что значительно превышает скорость падения обломков на землю с любой высоты при любой аварии...
Согласно предложенной Мясищевым программе, при начале работ в середине 1970-х, в начале 1980-х уже можно было построить летающие лаборатории для отработки атомных двигателей и экспериментальные гиперзвуковые аппараты. Это уже через несколько лет дало бы, помимо прочего, бомбардировщик класса Ту-160, но с втрое большей скоростью. Даже в случае неудачи дальнейших - «атомных» - работ, он послужил бы надежной основой для авиакосмической системы, аналогичной «Спирали», FALCON или SHAAFT, и не вызывавшей таких сомнений в своей эффективности, как МАКС (там же). И только это было бы уже революцией в космическом транспорте...
Кстати, предложенную мясищевцами аэродинамическую компоновку следует считать если и не идеальной, то близкой к тому: схема имеет дозвуковое аэродинамическое качество >7,0 а гиперзвуковое - 3,0 (для сравнения, у того же «Бурана» эти величины равны, соответственно, >5,0 и 1,5). Впрочем у нее есть «узкое место» - криогенные «сиамские» баки, образованные пересечением нескольких конусов. Владимир Михайлович подстраховался и предложил на всякий случай более простую технологически схему, как раз-таки похожую на будущий «Буран». Практика показала дальновидность такой подстраховки: четверть века спустя именно неудача в изготовлении криогенных «сиамских» баков погубила американский одноступенчатый ВКС Х-33...
А в конце 80-х (то есть тогда же, когда - реально - и «Буран») залетали бы и серийные образцы атомного ВКС. Именно при обсуждении этой программы в 1974 г. академик А.П. Александров заявил, что серийный образец ядерного двигателя с требуемыми характеристиками можно сделать за 10 лет!
Очевидно, что уже десяток М-19 обеспечил бы весь грузопоток «Земля - орбита» до середины XXI в. Незанятые «Бураном» ресурсы ракетно-космических предприятий были бы обращены на разработку и выпуск блоков орбитальных станций и новых спутников (которые при такой транспортной системе были бы уже совсем другими). Не потребовался бы и Ту-160, а военные возможности Советского Союза с М-19 выглядели бы совершенно иначе... Это был бы настоящий «асимметричный ответ», «обгон навсегда». И не случилось бы Чернобыльской катастрофы, не было бы последовавшей за ней антиатомной (и антитехнической) истерии. В самом деле, требуемое расширение работ по атомной энергетике, предполагаемое расширение использования жидкого водорода потребовало бы - вопрос существования! - резкого повышения культуры производства ВО ВСЕЙ промышленности страны. А ведь именно ее - культуры производства - отсутствие и стало главной причиной известнейшей ядерной катастрофы. Да и не только ее.
Но «на самом верху» думали о другом. Ведь революционный проект объединял четыре (!) задачи: нужно было создать атомный сверхзвуковой самолет, гиперзвуковой самолет на криогенном топливе, воздушно-космический аппарат и атомный ракетный корабль, причем - слитые в единой конструкции, объединяя достоинства и компенсируя недостатки! А «Буран» предполагал решение только ОДНОЙ из этих ЧЕТЫРЕХ задач...
Постановление от 17.02.76. решало сразу несколько проблем. Помимо создания многоразовой космической системы, обеспечивалась профильная загрузка на ближайшие десятилетия сотен предприятий, от НПО «Энергия» до совершенно «некосмического» сызранского «Тяжмаша» (нашлось дело и КБ Мясищева - в составе НПО «Молния» ему поручили кабинный модуль «Бурана»)... Но...
А все могло бы быть совсем иначе... (с)