«Сталинский маршрут» Валерия Чкалова: подвиг, о котором «забыли»/

Jun 19, 2012 13:16



Валерий Павлович Чкалов

75 лет назад начался знаменитый перелет через Северный полюс в Америку

В это невозможно поверить, но это факт. На одном из популярнейших ресурсов Рунета, посвященном знаменательным датам, можно узнать, например, о том, что 18 июня 1928 года «Амелия Эрхарт совершила перелет через Атлантику и стала первой женщиной, которой это удалось». Отдадим должное отчаянной женщине, которая, впрочем, летела всего лишь как пассажир, но изумимся: а про Валерия Чкалова где?



И правда: на том самом популярном «хронологическом» ресурсе (появляется первым номером в крупнейших поисковиках) о первом в истории человечества и сложнейшем даже по сегодняшним меркам трансполярном перелете, выполненным советскими пилотами под руководством Валерия Чкалова, - ни слова. Само событие, юбилейная дата легендарного подвига, попало на полосы информагентств, кажется, каким-то чудом, если вовсе не по недосмотру. К тому же есть и простые летчики с хорошей памятью, и еще не так уж и много «чудаков», которые считают важным помнить о том полете и о том дне 18 июня 1937 года, когда с аэродрома в подмосковном Щелково в небо поднялся одномоторный Ант-25 и полетел в США через Северный полюс.

Есть немалый соблазн утверждать, что сей полет наверняка был лишь прихотью Иосифа Сталина, который ради утешения личного тщеславия распорядился устроить столь рискованное мероприятие. Однако сохранились свидетельства того, что именно Чкалов настаивал на праве совершить этот полет. Дело в том, что до Чкалова и его экипажа перелет из Москвы через Полюс в Америку в 1935 году пыталась совершить группа летчиков под руководством Леваневского. Тогда маршрут не покорился смельчакам, однако в Чкалове, видимо, взыграл профессиональный азарт: этот маршрут надо пройти, и надо пройти мне. Однако неудача первого экипажа «подвесила» вопрос. Летчикам был предложен иной маршрут: Москва - Петропавловск-Камчатский. По свидетельствам современников, распорядился о нем лично Сталин.

Сам Чкалов и его экипаж успешно провели данный вылет, стартовав 20 июля 1936 года и проведя в воздухе почти 60 часов. Летчики успешно приземлились на песчаной косе острова Удд, преодолев 9375 км, и в честь успеха нанесли на борт своего самолета знаменитую надпись «Сталинский маршрут». Менее чем через год эти два слова на отчаянной советской железной птице пересекли Северный полюс и приземлились в Ванкувере.

Быть может, все-таки это событие достойно находиться хотя бы вровень с перелетом первой женщины-пассажира через Атлантику?..

О значении знаменитого полета Валерия Чкалова для истории нашей страны в беседе с обозревателем KM.RU рассказал председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер «Движения развития» Юрий Крупнов:

- На самом деле с этого перелета начинается целая череда великих открытий и свершений, которые и создали славную историю нашей советской и российской авиации. Первый момент: мы долетели до Америки, наш самолет Ант-25 оказался вовсе не хуже мировой авиационной техники. Самим фактом этого героического беспрецедентного до сей поры полета мы вошли и, надеюсь, вошли навсегда в состав мировых авиационных держав. Второй момент: этот маршрут, который можно называть сталинским (на борту самолета Ант-25 большими красными буквами было написано: «СТАЛИНСКИЙ МАРШРУТ»), открыл трансполярные транзитные перелеты - самый короткий путь из Евразии в Америку.

Мы, кстати, и по сей день их толком не эксплуатируем, а они тем временем могли бы открыть новую эру в использовании нашего воздушного пространства сейчас. Сейчас, как я знаю, обсуждаются возможности таких маршрутов, звучат очень интересные предложения, но факт есть факт: открыты-то они были тогда, в том самом историческом полете под руководством Чкалова.

Наконец, третий момент: знаменитый перелет Валерия Чкалова мобилизовал огромный народный интерес к авиации, желание летать и вселил в людей великую гордость за свою страну. Мы не должны забывать, что уже через каких-то четыре года началась Великая Отечественная война, и, по сути, это была война авиаций. И если бы не было начатой полетом Чкалова той самой мобилизации, то у нас на войне просто были бы совсем другие летчики и совсем другие возможности...

- Перенесемся в наши дни. Сегодня, как Вы полагаете, достаточно ли в России условий, чтобы появлялись Гагарины и Чкаловы нашего времени?

- Достойных условий сегодня, конечно, нет, поскольку власти у нас сегодня не хотят делать серьезную ставку на соответствующие отрасли - авиацию и космос, хотя не упускают возможности при случае максимально пропиариться на фоне юбилея полета Гагарина и далее в том же духе. Да и нынешний юбилей 75-летия полета Чкалова разве используется властями на полную мощность для восстановления дееспособности нашей авиации? Его, по сути, просто пропустили, об этой дате сегодня практически никто не говорит, забыли... И тот же автопробег, который был организован нами - теми, кто не забыл, - совместно с городом Чкаловском и селом Новинки Чкаловского района, проходит сейчас как частная акция группы граждан.

Другой пример: новгородцы сочинили прекрасную песню «Краснокрылая птица», которая и прекрасна сама по себе, и патриотическая, и исполняется прекрасной певицей Раисой Марковой. Но эта песня сегодня никому не нужна... Вот в чем суть, вот в чем несправедливость.

СССР, нэзалэжнисть, деградация, манипулятивные технологии, наука и техника, история, авиация

Previous post Next post
Up