Оригинал взят у
kat_bilbo в
Самое страшное лично для меня в текущем политическом кризисеВ самом таком узкочеловеческом смысле - не в гражданском, не в гуманитарном или политическом... или, не дай бог, в цивилизационном там либо философском. Личная боль меня, маленькой Катеньки, человеческого индивидуума в мире других людей.
Нам всем необходимы люди, к которым мы можем прийти, когда нам плохо. Жизнь не ладится, всё из рук посыпалось, куда-то делся смысл или мы просто в чём-то запутались. Когда нам необходимо "сверить часы", мы приходим за советом к тем, кого считаем умными, мудрыми, опытными, сильными или добрыми. Приходим за советом или просто выговориться - чтобы распутаться, услышать мудрое слово, прочистить мозги. Приходим лично живьём или в блоги, в книги, в публицистику. Приходим к старшим, к друзьям, к людям, которым верим, по которым привыкли поверять себя.
Так вот, самое страшное лично для меня - что я теряю этих людей. И дело не в той или иной позиции, не в политических взглядах. Всё это равно относится к людям из любого лагеря. Беда в том, что эти - твои! - люди становятся ДРУГИМИ.
Те, кто говорил свои мысли своими словами, начинают разговаривать штампами и ярлыками из СМИ или интернет-пропаганды. Добрые становятся злобными. Спокойные и надёжные - истеричными. Люди, чьё мышление тебя восхищало и завораживало своей чистотой и честностью - выдают вместо мыслей грязный эмоциональный поток. Воспитанные и культурные сыплют вульгарной руганью и обзывательствами. Исчезает чувство юмора, такта, меры. На место тепла, милосердия, чуткости, вдумчивости, критичности приходят ненависть, злорадство, жестокость, напыщенность, ограниченность.
Ты спрашиваешь: "Дорогой человек, что с тобой случилось?"
"Я всегда так думал, только перестал это скрывать" - отвечает он тебе.
"Война - не время для сантиментов и благородства" - отвечает он тебе.
"Я не против лжи, если она на пользу моей стране" - отвечает он тебе.
"Идёт война, в этих обстоятельствах я считаю своё поведение (истерику, грубость, ненависть, слепоту) простительным" - отвечает он тебе.
"После того, что ОНИ сделали, я считаю себя вправе не считать их людьми" - отвечает он тебе.
"О чём тут ДУМАТЬ, всё же и так ЯСНО!" - отвечает он тебе.
Я не выдумала эти ответы разных людей с разных сторон.
Одни оправдывают собственное постепенное расчеловечивание - действиями "другой стороны".
Другие вообще не замечают, что изменились - им кажется, что всё в порядке.
Из них дышит ЗЛО - сначала чуть-чуть, потом сильнее, сильнее... И ты в ужасе отшатываешься от тех, перед кем прежде без страха раскрывал душу.
Это не обвинение. Я ведь понимаю, что давление среды страшное, и люди просто не выдерживают. Это нормально. Просто по отношению к тем, к кому можно прийти, ожидания и критерии гораздо выше. Да, никто не обязан соответствовать. Ну так я и говорю - что это МОЯ проблема.
Я пугаюсь этого. Мне больно.
Нет, я не перестану любить этих людей.
Уважать - не знаю, тут сложно... Я же знаю - они не сволочи, не негодяи. Ярость у них благородная. Ведь все они - на стороне добра, как они себе его понимают.
Но я уже никогда не смогу верить им и сверять по ним свои мысли, свою жизнь. Потому что всегда буду помнить вот этих бесов, что лезут из них сейчас. Потому что для меня эти люди навсегда становятся немного оборотнями. Я никогда не буду знать, ЧТО говорит из этих людей в какой-либо данный момент. И это - моя маленькая личная трагедия. И моя огромная страшная потеря...
Всё меньше становится людей, к которым я могла бы прийти.
И ещё одна мысль в связи со всем вышеизложенным.
Ужасные жизненные события объясняют, но не оправдывают собственную слабость, злость и ненависть.
И чем больше мы поддаёмся вот этой слабости, злости и ненависти, чем больше отдаёмся вседозволенности - тем больше будет новых ужасных событий. И тем меньше шанс, что сломанное когда-нибудь наладится, зарастёт, что на руинах вырастет новая жизнь. В том числе и на наших собственных руинах.
С себя надо спрашивать. В первую очередь - с себя.
Простите, комментов не будет.