Оригинал взят у
mikha_el в
Как избежать духовной опасности- корыстного отношения к бытию?Оригинал взят у
adelgeim в
Неделя третья по Троице Евангелие обращает сегодня наше внимание к проблеме выбора между материальными и духовными ценностями. Как сохранить христианину равновесие между телесными и духовными нуждами? «Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф.6,25). Как сочетать служение Богу с заботой о необходимых нуждах, чтобы забота не превратилась в стяжательство, которое отравит душу жадностью и скупостью. На этот вопрос Христос отвечает Своей заповедью: "Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все остальное приложится вам".
Для жизни на земле человек нуждается во многих ценностях. Ему приходится заботиться о пище, одежде, жилище: о семье, образовании, любимом деле. Хорошо, когда человек созидает эти ценности, а не разрушает блудом, пьянством или ленью.
Но в заботе о земных благах есть своя опасность. Человек увлекается, и может преступить разумную меру этим заботам. Он приобретает вещей больше, чем требует необходимость. Прикипает душой к вещам, обрастает вещами.
У него возникает потребительское отношение к Богу и всему творению Божию.
На растения и животных он смотрит только как на пищу и одежду. На природу, как на бездушный механизм, который можно эксплуатировать. На других людей, как на средство для достижения своих собственных целей. Даже в Боге потребительский взгляд видит джина - силу, исполняющую его желания. Такой человек утрачивает способность радоваться бытию и благодарить Бога. Он уподобляется демону: «и ничего во всей природе благословить он не хотел". Это состояние духовной смерти.
Как же избежать этой духовной опасности- корыстного отношения к бытию? Сегодня в Евангелии Господь указывает нам такое средство, различая главные ценности от второстепенных. Сохранять иерархию ценностей необходимо, чтобы за второстепенным не потерять главное. В основу созидания всех ценностей нужно положить не личную выгоду, а правду Царства Божия: "Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все остальное приложится вам" (Мф.6, 33).
Когда человек ищет правду Царства Божия, у него открываются духовные очи, и он находит в природе не только
пользу, но Красоту и Жизнь:
" Не то, что мните вы, природа -
не слепок, не бездушный лик;
в ней есть душа, в ней есть свобода
в ней есть любовь, в ней есть язык".
В другом человеке духовным очам открывается образ Божий - живая икона Творца, требующая к себе благоговейного и заботливого отношения: ты увидел брата - ты увидел Бога.
В Боге наши духовные очи видят источник жизни, истины, любви и красоты. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5, 8). Бескорыстие есть чистота сердца.
Много забот и хлопот у человека в земной жизни: о пище, одежде, о жилье, о семье и детях. Сегодня св. Евангелие напоминает нам, что среди всех этих забот есть главная забота. Она должна стать мерой нашего отношения к бытию: "Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все остальное приложится вам".