Последние новости о политике ЕС в отношении России натолкнули меня вот на какую мысль: ведь с Европой, господа, в отличие от Америки, у нас отношения очень долгие, освящённые веками. И товарообмен с ними происходил постоянно: мы им лес и пушнину - они нам цариц из числа саксонских принцесс. Мы им пеньку и лён - они нам последние парижские моды. Мы им хлеб и кожи - они нам свой язык для аристократии. Мы им смолу и рыбу - они нам вольнолюбивые идеи.
А теперь стало так: мы им нефть и газ - они нам санкции. Хотя и сами уже не рады.
Быстрый разумом европеец ещё до Петра понял, какие выгоды можно извлечь из отношений с Московией, какие перспективы открываются в этой диковинной стране. И ещё он понял одну чрезвычайно значимую вещь - как важно с русскими общаться по-русски. Нет, это вовсе не означает, что обязательно в совершенстве знать язык (один из сложнейших в мире, кстати). Это означает, что с русскими нельзя упрямо гнуть свою линию, нельзя мыслить исключительно по-европейски, что означает, в известной степени, отсутствие маневренности и гибкости мышления. У Лескова, «самого русского из русских писателей», знавшего и ценившего свой народ и понимавшего особенности европейского менталитета, есть замечательный рассказ «Железная воля» - о европейце, служившем в России и старавшемся из принципа делать всё на свой лад. Его судьба печальна - он пытался переделать на свой лад русских, с которыми ему пришлось столкнуться, будучи свято уверен, что так им будет лучше. Но не преуспел в этом и в конце концов умер весьма символической смертью - объевшись блинами на русских поминках, пал жертвой иррационального русского гостеприимства. Вот эту-то иррациональность, которую западники считают глупостью, а Лесков называет «удалью молодого и свежего народа», европейцу никогда не разложить на составные части и не понять так, как он привык понимать - то есть, при помощи одного только рассудка.
Но наблюдательный европеец уже много веков как просёк, что с русскими нельзя проявлять излишнюю принципиальность и демонстрировать свою «железную волю» - дело в том, что, если русского человека, по природе своей склонного к мечтательности и незлобивого, слишком уж додавить, то он проявит уже свою волю, а она у него не железная - бриллиантовая. Именно благодаря этой воле вся Европа хранит на себе отпечатки русских сапог, и некоторые европейцы до сих пор этого не забыли. Вот они как раз понимают, что с русскими, так сказать, надо быть мяхше и мыслить ширше. А то нехорошо может получиться.
Вот, слава Богу, и до экономистов в ЕС дошло, что зима, так сказать, близко - не время сейчас санкциями бросаться. Комиссар по торговле осознал. И соотечественников (европейцев то бишь; у них ведь там скоро совсем никаких границ не будет, в том числе культурных) предостерёг: не надо, дескать, так с русскими!.. У них и так уже терпение на исходе. Лето, кстати, тоже на исходе, а что кушать-то будем?.. без газа-то?..
Но с другой стороны напирает заокеанский Большой Брат - США - беспокойный родственничек, самолюбивый, недальновидный и очень, очень агрессивный. А бедная Европа трясётся, вся в малорадостных ожиданиях последствий, но всё надеется уладить дело, погрозив пальчиком, надеется, что Россия сдаст позиции, убоявшись «железной воли». Нелепые иллюзии - такое ли мы видали…