Культуру в массы! Японская живопись эпохи Эдо

Sep 29, 2018 02:06



На днях мне удалось попасть на редчайшую выставку «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо», которая сейчас проходит в московском Пушкинском музее.
Для справки: Эдо - это старое название Токио. Данная эпоха длилась с 1603 по 1868 г, это своеобразный период ренессанса в японском искусстве.

Чем же выставка так уникальна?


Во-первых, данную коллекцию в самой Японии вряд ли получится увидеть, так как многие экспонаты хранятся в запасниках. Во-вторых, они настолько хрупки, что японская сторона не позволяет выставлять гравюры и предметы живописи на период больше 4-х недель. В-третьих, даже если вы не искушенный любитель искусств (коим я и являюсь), то вам как минимум удастся окунуться в нетрадиционный для нашего привычного восприятия мир живописи, да и просто получите эстетическое удовольствие.

Не могу не поделиться наиболее мне понравившимися шедеврами оттуда, некоторые из которых являются национальными сокровищами Японии.

1. Ёса Бусон (1716-1783) - Танец мандзай. Шелк, тушь, краски.



Ёса Бусон был не только талантливым художником, но и мастером трехстиший хайку. Рядом с танцующим актером мандзай в старинном головном уборе эбоси и так называемом охотничьем наряде художник изобразил самого себя.

2. Сога Сёхаку (1730-1781) - Отшельники (Даосские бессмертные) (1764). Парные шестистворные ширмы. Бумага, краски.





Судя по печати, ширма была создана в 1764 году, когда Сога Сёхаку было 34 года. Несмотря на то, что эта работа относится к раннему периоду творчества художника, ширма представляет большую ценность и, благодаря яркой цветовой гамме, производит сильное впечатление. Детально прорисованные странные и экстравагантные фигуры отшельников наглядно демонстрируют сильные стороны живописи Сёхаку. Это одно из лучших произведений художника, прославившегося своеобразной энергичной манерой письма.

3. Ватанабэ Кадзан (1793-1841) - Портрет Таками Сэнсэки (1837).Шелк, краски. Национальное сокровище.



Таками Сэнсэки (1785-1858), постоянно живущий в Эдо старейшина клана Кога из провинции Симоса, был приверженцем европейских наук и поддерживал теплые дружеские отношения с художником Кадзаном. 53-летний Сэнсэки запечатлен в парадном самурайском облачении - в верхнем платье с родовыми гербами комом и в головном уборе ори-эбоси. Лицо портретируемого полностью лишено морщин, то есть художник создал идеализированный образ, но при этом передал такую особенность внешности Сэнсэки, как родинка под носом. Портрет написан в реалистической манере с использованием приемов западной живописи - эффекта светотени. Благодаря гармоничному соединению приемов восточной и западной живописи Кадзану удалось передать особое благородство портретируемого.

4. Окамото Сюки (1807-1852) - Цветы персика и бумажные куклы. Шелк, краски.



Во время «праздника цветения персиков», отмечаемого 3 марта, принято выставлять кукол и цветы персика с пожеланиями девочкам благополучного взросления и счастья. Изначально этот праздник отмечался в высших слоях общества, но в эпоху Эдо он получил распространение и среди простых горожан.
На свитке на фоне веток цветущего персика изображены бумажные куклы, на переднем плане-раковины, используемые для игры кайавасэ («сопоставление раковин»). Поскольку цель игры заключалась в том, чтобы подобрать пары одинаковых ракушек, этот элемент праздничного декора символизирует счастье женщины, нашедшей своего суженого.

5. Кацусика Хокусай (1760-1849) - Гроза у подножья горы (1831-1833). Лист из серии «36 видов Фудзи».
Бумага, цветная ксилография.



Эта гравюра выделяется из остальных работ серии «36 видов Фудзи» тем, что на ней изображена крупным планом только вершина Фудзи. Нижняя половина листа окрашена черным цветом - это говорит о том, что над подножием горы нависают черные тучи. Неожиданно в нижний мир низвергается молния, обрушивается страшный ливень. А за горой клубятся летние облака, простирается чистое небо Таким противопоставлением художник подчеркивает, что гора меняет обличья в зависимости от разных состояний природы.

6. Утагава Куниёси (1798-1861) - Саката Кайдомару (около 1836). Бумага, цветная ксилография.



На гравюре изображен мальчик-силач Саката Кайдомару, который позднее прославился под именем Саката Кинтоки (956-1012). Согласно преданию, он был рожден горной ведьмой Ямауба после того, как она увидела во сне красного дракона. Мальчик до 12 лет рос в горных лесах Асигараяма среди диких животных, играл с зайчатами, оленятами и медвежатами и обладал огромной для своего возраста физической силой.

7. Утагава Хиросигэ (1797-1858) - Лунный серп. Бумага, цветная ксилография.



Где-то в горной глуши, между крутыми утесами, с которых падает водопад, переброшен ненадежный висячий мостик. А снизу, из ущелья, медленно выплывает серп луны (юмихари-дзуки - букв. «луна - натянутый лук»). Хиросигэ достиг особого мастерства в изображении пейзажей, и эта гравюра с китайским стихотворением, помещенным на верхней части листа, является произведением очень высокого уровня.

8. Утагава Тоёкуни (1769-1825) - Актерский дом Корайя (около 1795). Бумага, цветная ксилография.



«Актеры на сцене» - это серия, с которой Утагава Тоёкуни начал свой творческий путь. Актер изображен стоящим на сцене в полный рост в позе миэ, как нельзя лучше подходящей для его амплуа.

9. Утагва Куниёси (1797-1861) - Татуированный монах Лу Чжишэнь. Бумага, цветная ксилография.



Лист из серии гравюр, созданных по мотивам классического китайского романа «Речные заводи» (XVI век). Изображен монах, обладающий сверхъестественной силой и из-за татуировки на спине прозванный Татуированным монахом.

10. Таварая Сотацу ((?) - 1643 (?)) - Сцена из «Сайгё-моногатари». Раздел 4 (1630). Бумага, краски.



«Сайгё-моногатари» - это произведение, иллюстрирующее жизнеописание поэта 12 века Сайгё (1118-1190). Изображение было создано Таварая Сотацу в 1630 году по заказу придворного Карасумару Мицухиро (1579-1638) и является повторением горизонтального свитка из императорской библиотеки. В сцене поэт на реке Китасиракава сочиняет стихи, посвященные осени. Благодаря красивой цветовой гамме и своеобразной композиции картина довольно точно передает содержание литературного источника.

11. Тосюсай Сяраку (работал около 1794-1795) - Актер Араси Рюдзо в роли ростовщика Исибэ Кинкити (1794). Бумага, цветная ксилография.



Темой этой работы стала пьеса Кабуки, которая шла на сцене эдосского театра Мияко-дза с 5-го месяца 6-го года Кансэй (1794) и была известна под названием «Братья Сога в годы Бунроку в сезон ирисов». Актер Араси Рюдзо выступал в амплуа злодеев и был довольно популярен в свое время.

12. Утагва Куниёси (1797-1861) - Шаржи на актеров на стенах склада ценных вещей. Бумага, цветная ксилография.



На гравюре в гротескной манере изображены портреты самых известных актеров того времени.
Рисунки и надписи выглядят словно наспех нацарапанные гвоздем на стене. В названии серии содержится намек на то, что перед нами самое ценное достижение эпохи Эдо - актеры, что прочитывается как шутка или ирония.

13. Хисикава Моронобу ((?) - 1694) - Куртизанки в «веселом квартале». Бумага, черно-белая ксилография, сумидзури-э.



Первый лист серии, состоящей из 12 гравюр, темой которых является Ёсивара - единственный официально разрешенный в Эдо «веселый квартал». На гравюре изображен эпизод, когда гость разговаривает с куртизанкой перед одним из расположенных вдоль улочки заведений, возле которых стоят вышедшие наружу женщины.

14. Тории Киёмасу (работал около 1704-1716) - Воин, попирающий голову демона. Бумага, ксилография, тан-э.



Изображена сцена из спектакля Кабуки, в которой актер Хаякава Дэнгоро, исполнявший роль воина, попирает ногами голову демона. Гравюра подкрашена от руки киноварью при помощи кисти. Считается, что тогда гравюры не дереве печатались в большом количестве, но до настоящего времени их дошло мало, и этот лист является редкостью.

15. Утагава Кунисада (1786-1864) - Куртизанки Аидзомэ, Мияби и Аинарэ из заведения Кадо-эбия (около 1830).



Изображена новогодняя сцена на террасе заведения в «веселом квартале» Син-Ёсивара.

16. Китагава Утамаро (1753(?) - 1806) - О-Кита из чайного домика Нанивая. Двусторонняя гравюра.
Бумага, цветная ксилография.



Гравюры, на лицевой и оборотней стороне которых имеются разные изображения, называются рёмэндзури (двухсторонние). К их числу относится и данная гравюра. На ней представлена девушка по имени О-Кита из популярного чайного домика Нанивая.

17. Кацусика Хокусай (1760-1849) - Большая волна в Канагава (1831-1833). Лист из серии «36 видов Фудзи».
Бумага, цветная ксилография.



Эта потрясающая гравюра с грозно вздымающейся волной - одно из самых знаменитых произведений Хокусая. По сравнению с гигантской волной величественная Фудзияма кажется чем-то малым и незначительным. Кроме того, в противоположность гребню волны, нападающей с яростью живого существа, гребцы в утлых лодчонках, ставших игрушкой стихии, как будто застыли в неподвижности. Бурный взлет волны, контрастирующий с неподвижностью Фудзиямы и бессилием оцепеневших людей, символизирует противоположность покоя и движения.

Первая часть выставки продлится по 30 сентября, так что, москвичи, у вас еще есть время.



В публикации использована текстовая информация с экспозиции Пушкинского музея.

Искусство

Previous post Next post
Up