Шлиссельбург - маленький городок, расположенный в противоположном от Петербурга конце Невы. Если северная столица расположена в устье реки, то ключ-город (так переводится Шлиссельбург на русский) находится в ее истоке. И при этом есть в обоих городах что-то общее, кроме иностранного названия. Что в Петербурге, что в Шлиссельбурге - дуют холодные сырые ветры с Невы, через город проходят каналы, районы соединены многочисленными мостами, и даже главные храмы городов внешне похожи. Главная историческая достопримечательность Шлиссельбурга - это Староладожский канал, который был в свое время уникальным по масштабу техническим сооружением. Мы увидели во время прогулки и его, и церкви, и старинные дома, а еще доехали по шоссе, что идет вдоль Невы, до Усть-Ижоры. И посмотрели на те места, где в 1240 году князь Александр Невский разбил шведов в ходе Невской битвы.
Доехать до Шлиссельбурга очень просто. От станции метро "улица Дыбенко" ходит прямой автобус, который останавливается прямо у выхода из метро. Он комфортный, с мягкими сиденьями, внутри тепло. И едет около получаса. Проезд стоит примерно 80 рублей. Очень приятная и недорогая поездка получается. Номер автобуса 575.
Мы выходим не на конечной остановке, а на предпоследней. Называется она "Невский Завод". Делаем это не просто так. Возле этой остановки расположена первая достопримечательность - один из шлюзов Староладожского канала.
Этот шлюз лучше всего сохранился. И выглядит наиболее красиво и мощно.
Староладожский канал начали рыть при Петре Первом. Работами руководил знаменитый немецкий деятель на службе у русских царей - Бурхард Миних, полководец и инженер. Строительство канала было связано с тем, что торговые суда, которые везли в Петербург по воде грузы со всей страны, массово тонули в Ладожском озере во время очень частых штормов. Ладога вообще сурова, плавать там опаснее, чем во многих морях. А корабли с товарами были в основном довольно хилыми - всякие баржи и лодки, которые загружали по полной, и поэтому потери были очень большими. Так как плавание шло все равно вдоль побережья, то решили прорыть параллельно береговой линии канал от реки Волхов до Невы, и путь по воде оставался примерно таким же по расстоянию. Благодаря появлению канала суда с грузами перестали тонуть, потери при транспортировке грузов в столицу резко уменьшились
Староладожский канал в Шлиссельбурге раздваивается. Одна часть идет прямо в Неву. Это первоначальное русло, поэтому место впадения в Неву называется Старым Устьем. А вторая часть поворачивает влево, это Новое Устье. Она впадала в рукав Невы, который огибал Фабричный остров. Сделали этот второй канал для того, чтоб в Неву было проще выходить небольшим торговым судам, потому что остров прикрывал их от ветра. На карте новый канал называется Малоневским. На концах и старого, и нового каналов есть шлюзы, без которых Староладожский канал существовать не может. Что любопытно - со временем протоку с одного конца засыпали, Фабричный остров превратился в полуостров. А протока теперь это просто гавань для лодок.
Изначально шлюзы были деревянными, но в 19 веке их одели в гранит. А потом построили и Новоладожский канал, который мог функционировать без шлюзов. И два канала действовали одновременно целое столетие. Лишь к 1940 году Староладожский полностью вышел из строя, а Новоладожский до сих пор кое-как используется.
Сначала канал рыли без шлюзов, но через пару лет после окончания работ выяснилось, что глубина канала недостаточна. Да еще и уровень воды в Ладоге регулярно колебался, что могло переводить не только к обмелению канала, но и просто пересыханию. Поэтому с обоих концов канала построили ворота шлюзов, которые открывались только при заходе кораблей, а остальное время были закрыты. Это удерживало запас воды внутри. Чтоб ее постоянно пополнять, использовалась вода рек, пересекавших канал. Если воды из них попадало много, то излишки воды сбрасывались по специальным протокам в Ладожское озеро. Если было мало, то воду заливали из прудов-накопителей, которые были сделаны на каждой реке.
В Новой Ладоге, откуда начинался путь кораблей из Волхова, в 19 веке даже соорудили паровые насосы, которые закачивали воду в канал снаружи. Кстати, за Волховым канал продолжался - он шел уже в сторону реки Сясь. Похожие каналы были сделаны и на других огромных озерах - Онежском и Белом. Все эти знания заставляют иначе взглянуть на историю России. Для многих это история войн - и больше ничего. А Россия после Петра была страной развивающихся технологий, науки, ремесел.
Здание ситценабивной фабрики, построенной здесь в 1763 году
Идем немного вдоль Малоневского канала. Здесь симпатичная малоэтажная застройка. Такие домики обычно строили после войны, в последние годы сталинской эпохи
В этих домиках чувствуется еще влияние дореволюционного стиля
Дошли уже до основного русла Староладожского канала. Переходим его по одному из многочисленных мостов.
Староладожский канал. Широкий, прямой. Вдали река Нева, в которую он впадает.
Вдоль канала идет дорога. По этой дороге ехали лошади, которые тащили на канате за собой баржи с грузами.
Заброшенная старая водонапорная башня
Тут можно встретить все разнообразие настроений, царящих в этом маленьком городке. Слева синим написано " Всех убить, все отнять". Справа красным - "Мир, Любовь".
Дальше на нашем пути появляется здание местной больницы. Справа оно живое, а слева - мертвое. Почему-то до конца его так и не достроили. Вот так у нашего государства - деньги на снаряды и бомбы есть, а на спасение людей - нет. Почему-то высшим проявлением патриотизма считается желание убивать других людей. И этот же фальшивый патриотизм прекрасно позволяет мириться с тем, что много людей умирают в мучениях, так и не получив медицинской помощи. Хотя патриотизм - это любовь к земле предков. И сострадание к ближним.
Но зато здесь есть где погулять любителям заброшек. А мы как раз из них
По лестнице можно забраться до самого верха здания
Теперь эта часть постепенно разваливается. И силами природы, и силами людей, которые вырывали из стен уже встроенные в нее железки и электрические провода.
Вид из окна
С другой стороны здания можно посмотреть на Благовещенский собор
А с этой стороны - на городские улочки и маленькие дома
Вид спереди на заброшенную часть. Выглядит жутко. Представляю чувства людей, которые едут мимо этого в больницу, чтоб лечь туда на операцию
Ну а мы идем вдоль Староладожского канала. Уже начались гранитные стенки. Здесь сделали каток. И девушки нарезали по нему круги, гоняя на коньках. Кто-то даже поставил на лед кресло, чтоб отдыхать после катания.
А вот и шлюзы Старого Устья. Тут целых четыре полосы. Так что движение кораблей здесь было многополосным - сразу можно было и в Неву выходить из канала, и в канал из Невы
Теперь пойдем посмотрим на красивые старые храмы. Это Благовещенский собор. Он построен в 1764 году. Тогда в моде был стиль барокко
Собор по стилю напоминает Петропавловский собор - главный храм Санкт-Петербурга.
А рядом еще одна церковь - Никольская. Ее построили в 1770 году
Собор только недавно отреставрировали, он еще не действует. А вот церковь Николая Чудотворца действующая. На момент нашего визита в ней шла утренняя воскресная служба
Людей было много. Среди них я заметил немало людей южного вида. Судя по всему, сюда ходят армяне. Хоть у них и своя армянская церковь, но видимо службы русской православной церкви им тоже подходят.
Звонница на улице
Часовня Казанской иконы Божией матери
От церквей идем на другой берег, к Красной площади. Здесь можно увидеть старинные якоря времен Петра Первого
Старинное здание Гостиного двора. Теперь внутри продуктовый магазин
Когда-то здесь шел торг, а к столбам привязывали лошадей с телегами.
На Красной площади можно увидеть много старинных дореволюционных домов. Здесь хорошо сохранился архитектурный облик старого русского города.
Старинная часть маленькая, но все равно красивая. И здесь Шлиссельбург очень похож тоже на Петербург - только на уменьшенную раз в сто копию.
Еще один якорь
Старинные пушки на Красной площади
Пушка 19 века. Рядом есть табличка с ее техническими данными
Это бывшие корабельные орудия. Они очень хорошо вписались в облик старинной площади
Памятник Рагузинскому. Это был дипломат, рожденный в Рагузской республике - небольшом самоуправляемом городе на территории нынешней Хорватии, который часть жизни прожил в России, работая на наше государство. С чего вдруг он стал патриотом России и Сербии, не очень очевидно. Но был полезным специалистом, который добросовестно работал на благо страны, нанявшей его. Так что памятник заслужил. А в Шлиссельбурге он только по той причине, что здесь он познакомился с Петром Первым. Ну и ладно.
Вид с другого берега на Благовещенский собор
Церковь, гранитная набережная канала - очень европейский вид
Вид на шлюзы со льда
Одна из проток чем-то завалена. Видно, что вода тут уже и не течет никогда
В Тихвине восстановили один шлюз для привлечения туристов. Можно было бы и здесь восстановить. Шлиссельбург был бы приятным городом для прогулок туристов. А то сейчас он используется лишь как место переправы в крепость Орешек. Сам по себе город большинство туристов игнорируют.
Безумные рыбаки стоят на тонком льду, прямо у открытой воды. Я сам много раз ловил зимой со льда, но такими вещами никогда не стал бы заниматься
Памятник Петру Первому на набережной
Петр Первый тут не основатель города. Городом поселение при крепости Орешек стало лишь при Екатерине Второй, в 1780 году. А так поселение было на берегу еще при строительстве крепости Орешек в 1323 году, ведь крепость кто-то должен был снабжать с материка едой и различными материалами. При любой крепости всегда возникал посад, откуда люди в случае опасности могли укрыться за крепостные стены. Так было и здесь. Изначально Шлиссельбургом Петр назвал именно саму крепость, которая изначально звалась Орешек, а при шведах - Нотебург (тот же самый Орешек, но по шведски). И именно при Екатерине название с крепости перешло на поселение на берегу Невы. Заслуга же Петра в том, что он эти места отбил у шведов в ходе Северной войны.
Местная администрация в старинном здании.
Рядом есть сквер, в котором можно увидеть экспозицию корабельных орудий. Это дело хорошее - дети любят такое осматривать, щупать, лазать. Потому что так намного интереснее, чем смотреть на пушки в музее, где они огорожены, где потрогать нельзя. Дальше 8 фотографий экспозиции
1
2
3
4
5
6
7
9
Рядом стоит памятник в виде маяка. Внизу табличка с фамилиями кого-то, кто погиб в годы войны. Задача памятника - напомнить потомкам о каких-то событиях, но здесь нет никакой информации. Лишь из интернета я узнал, что это памятник работникам Ладожско-технического участка, которые погибли в те годы.
Рядом стоит красивый деревянный дом. Мы дошли от него до Новоладожского канала, расположенного рядом, прогулялись чуть-чуть по нему, а потом пошли к собору, откуда отправлялся автобус в сторону Петербурга
На этот раз мы сели в другой автобус. В Шлиссельбург ходят два автобуса - один от станции метро "Улица Дыбенко", а второй с другого конца города - от станции метро "Рыбацкое". Второй идет дольше, стоит дороже, комфорта в салоне меньше. Но нам нужен именно он, потому что на его маршруте есть несколько интересных остановок. Итак, мы сели в автобус и вышли у остановки "река Мойка", что находится на окраине поселка Павлово
Здесь мы идем посмотреть на комплекс деревянных церквей, которые построены в стиле архитектуры Русского Севера. Вот новенькая появилась - ее раньше не было
А вот церковь Сергия Радонежского. Ее я видел раньше. Красивый храм
Эта церковь действует
Словно попал в далекую русскую глубинку...
Мы зашли в храм. Он формально относится к единоверческой церкви. Это такое направление старообрядцев, которое придерживается староверия, но при этом признает и нынешнюю православную церковь. Но повадки у них строгие, как у обычных старообрядцев - на дверях написаны кучи разных запретов. Внутрь нас все же пустили, с нами любезно поговорили. Батюшка сказал " Да обычная мы православная церковь, а единоверческая - это просто кликуха наша". Однако и внутри порядки у них строгие были, туда не ходи, сюда некрещеным нельзя и т.д. Однако говорили с нами добродушно и любезно. Батюшка всячески подчеркивал, что у них в храме нет коммерции, что это плохо. А одной женщине нашей, которая ставила свечку, сказал, что молись тихо, чтоб другие не слышали, потому что молишься для себя, а не напоказ, и свечки все не помогут, потому что главное именно молитва.
Звонница рядом
Необычные колокола
Снова садимся в тот же автобус. И доезжаем до последней нашей остановки - поселка Усть-Ижора. Здесь можно увидеть старинные дореволюционные дома
Вот этот старинный дом - здание бывшей почтовой станции Российской империи. Здесь меняли лошадей. А в предыдущем доме было что-то вроде кафе для усталых путников. Сейчас в этом доме музей Невской битвы. А сам дом стоит ровно на том месте, где она произошла
Река Нева. Здесь лед весь раскололся
Ладья на берегу Невы. Стоит как памятник. Наверно на таких ладьях перемещались русские воины.
Еще старинный дом. Там сейчас государственное учреждение
Памятник Петру Первому.
Рядом холмик видно. Это место на карте обозначено как остатки крепости, которая была сначала шведской, потом русской. Холмик - это остатки земляных валов, повех которых были деревянные стены. Валы с трудом видны, а летом перепад высот будет скрыт травой. Если не знать, что тут была крепость, то можно не обратить на это место внимания
Церковь Александра Невского. Построена в 1799 году в память о Невской Битвы, которая произошла в этом месте, где Ижора впадает в Неву. Фотографирую с моста через Ижору
Памятник Александру Невскому
О самой битве, которая состоялась летом 1240 года, известно очень мало. Лишь два источника сообщают о ней какие-то сведения - Новгородская летопись и повесть о житии князя Александра Невского. Оба этих источника относятся к той эпохе, и сведения в них попали со слов очевидцев, хотя автор жития, естественно, уже изрядно приукрашивал биографию своего персонажа - потому что все "жития" этого требуют. Итак, что мы знаем из них? Что пришли сюда шведы на нескольких кораблях. С ними были епископы. Встали лагерем. По одному источнику, местный ижорский вождь сообщил в Новгород о шведах, по другому источнику - сами шведы послали наглое письмо, где сообщали, что пришли завоевать нашу землю. Александр, который был нанят Новгородской республикой в качестве князя, не стал ждать подмоги от своего влиятельного отца Ярослава Всеволодовича, а со своей дружиной стремительно отправился в сторону шведов. По пути он прихватил дружину из Старой Ладоги, что означает, что двигался он вдоль Волхова. Дальше внезапное нападение на шведов, они разбиты, с большими потерями прыгают в оставшиеся после разгрома корабли и уплывают. Потери Александра Невского - около 20 человек. Все остальное, что мы слышим про эту историю - схема битвы, маршрут Александра и другие подробности - обычные выдумки для развлечения слушателей, и не больше. Памятник в Саблино "на месте стоянки князя перед Невской битвой" - обычный обман.
Масштаб битвы не был большим, сражение не было уникальным. Но оно имело важное символическое значение - потому что разоренная вторжением монголов Русь показала, что она может сопротивляться. Тем более, что тот же Александр через два года побил ливонцев на Чудском озере, потом вновь еще наносил удары по шведам. Да, это не была решающая и грандиозная битва - но она была важным событием, которое показывало, что Новгород будет охранять свои границы и свои интересы.
Кусок чистого льда на берегу. Лед прозрачный, с голубоватым оттенком. Внутри замерзшее водное растение.
Церковь Александра Невского
Жители Усть-Ижоры. Два черных кота
Третий, тоже черный
Четвертый, рыжий
Пятый, разноцветный. Это явно кошка. на ее лице какие-то глубокие размышления и переживания
Только черные соглашались фотографироваться и давали себя гладить
Кошки любят это место. Значит оно благое. В церкви той поп нам сказал, что кошки - благочестивые животные.
Идем в церковь
На кладбище при церкви еще один памятник князю Александру. Тут написано - не в силе Бог, но в правде
Лишь зимой, когда нет листвы, можно увидеть церковь целиком
Зашли внутрь. Атмосфера спокойная, уютная
Вокруг ходили прихожане, говорили о чем-то между собой. Никто на нас не обращал внимания
Дальше прошли по Шлиссельбургскому шоссе. Это старинная дорога, она вымощена булыжником. Местами его видно было даже сейчас, несмотря на снег. Вдоль старинной улицы есть и старинные дома. К сожалению, государство их не сберегло, и часть домов выглядит уже вот так.
Но есть и хорошие участки улицы. Вот тут три старинных дома в хорошем состоянии. И здесь словно попадаешь во времена Российской империи. Красивый уголок!
Отсюда мы выходим прямо на автобусную остановку, где проходит много автобусов как из Шлиссельбурга, так и из Колпино, и доезжаем до станции метро Рыбацкое.
Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что мои материалы интересны людям. Буду благодарен за вашу поддержку в наступившие трудные времена!
Подписывайтесь на мой блог, читайте про красоты России и про ее историю!