Усадьба Куммолово - место с богатой историей. Валун в Ломахе. Крепость Копорье

Nov 23, 2019 09:12

Я с нетерпением ждал поздней осени, чтоб реализовать свой давний план - посетить усадьбу Куммолово. Любые развалины надо посещать в межсезонье, потому что летом их закрывает бурная растительность, а зимой - глубокий снег. А вот ноябрь - время идеальное, нет ни первого, ни второго, все открыто. И ходить удобно. Дождавшись ноября, рванули туда. В планах было так же глянуть знакомый давно уже гигантский валун Русич, а также погулять возле крепости Копорье, впервые сделав осенние фотографии этого памятника истории. И это все нам успешно удалось осуществить! Сейчас я расскажу, почему усадьба Куммолово так интересна всем, кто любит историю своей страны. И покажу фотографии того, что от нее осталось.





1.Усадьба Куммолово

Дорога туда весьма сложная. Поэтому я долго не решался взяться за эту поездку. Но все же сколько можно откладывать - пора попробовать! Садимся на электричку, которая едет до станции Калище. Так называется конечная станция железнодорожной ветки, находящаяся в городе с названием Сосновый Бор



Электрички до Соснового Бора наконец-то стали нам попадаться с туалетами и теплой печкой. Раньше часто приходилось ездить на старых рижских, где туалетов нет. А ехать тут полтора часа. В моем детстве до Калища взять билет было нельзя, это была строгая погранзона, въезд был только по пропускам. Брали билет до Копорья, куда тогда еще было пассажирское сообщение, это станция дальше Калища. И выходили в Сосновом Бору. Теперь движения электричек до Копорья больше нет. Но нет и пропускного режима уже, отменен в 2013 году.



Между электричкой и автобусом интервал минут 5. Я боялся, что поезд может опоздать, и единственный за полдня автобус мы упустим. Поэтому предварительно опросил в интернете местных жителей. Все написали, что автобус ждет электричку. Нам надо доехать до деревни Ломаха, откуда пойдем в Куммолово пешком.



Куммолово - упраздненная деревня, жителей там больше нет. Поэтому нет и транспорта. Из Ломахи примерно час туда пешком. По пути видим каньон реки Ламошки - он  впечатляет своими размерами



Разрушенные коровники. Жизнь отсюда ушла



Столб без проводов



Вот показался красивый усадебный дом



Архитектором был Беретти - городовой архитектор Петербурга в начале 19 века, один из авторов проекта Исаакиевского собора. То-есть, в усадьбу привлекли на строительство главного столичного архитектора - это очень было круто!



Одна из хозяйственных построек. Усадьба была богатой. И , как многие, представляла собой сельскохозяйственный центр. Здесь производились самые разные продукты, включая форель, которую разводили в прудах, и спирт.



Постройка выполнена из известняка, которого в этих краях много.



Само здание более менее сохранилось, развалились в основном деревянные перекрытия и крыша.



Рядом брошенный поселок. Вероятно, бывший военный городок при аэродроме Куммолово, который действует и в наши дни. Мы туда зайдем для осмотра позже. А пока гуляем по усадьбе.



Итак, пора поговорить о владельцах усадьбы - самых первых, сыгравших очень важную роль в развитии нашей страны. Это представители семейства Блюментростов. Они внесли огромный вклад в развитие науки и медицины в России. Поэтому их поместье заслуживает внимания всех, кто увлекается историей России.



Первым из них был Лаврентий Блюментрост, саксонский немец, приехавший работать в Россию. Его пригласил царь Алексей Михайлович, который был тоже западником, как и его сын Петр Великий, просто в более умеренной степени. Блюментрост приехал в Москву в 1668 году, и жил там 37 лет до своей смерти, которая случилась в 1705 году, уже при Петре. Он был придворным медиком, лечил царскую семью. Как пишут в интернете, был реформатором и организатором Медицинского Приказа - то-есть, министерства здравоохранения, как мы сказали бы в наши дни. Эта служба занималась заготовкой трав и лекарств для нужд царского двора, закладывая основы медицинского дела в нашей стране.



Развалины дворца. Сам он стоит, но деревянные перекрытия исчезли, металлические элементы украдены вандалами, поэтому внутри все разрушено.



Дети Лаврентия Блюментроста родились в России, и были уже россиянами. Россия была для них Родиной, и ощущали они гражданами именно нашей страны, несмотря на немецкое происхождение. Нас интересуют оба его сына, братья Лаврентий и Иван Блюментросты. Иван и был первым владельцем усадьбы Куммолово, развалины которой мы исследуем



Архитектор Беретти знал свое дело: даже когда рухнули все деревянные перекрытия, стены продолжают стоять. Насколько качественно строили во времена Российской Империи! Сейчас так не умеют...



Итак, чем же интересны братья Блюментросты, сыновья лейб-медика при дворе Алексея Михайловича?

Иван пошел по стопам отца, был лейб-медиком Петра Первого. Выехал на учебу в Германию, но вернулся, сохранив верность России, которая была для него родной страной, несмотря на то, что его отец приехал из Саксонии. Был главой Медицинской канцелярии. При нем уже не просто заготавливали лекарства для царя, но и открыли в Москве первую лечебницу для приходящих туда больных - то-есть, первую поликлинику в России.  Он стал первым владельцем усадьбы в Куммолово. Земли эти пожаловал ему Петр.



Это фасад здания, обращенный к парку. А вначале мы видели другой фасад, обращенный  к дороге. Тот, что смотрит в парк - более красивый. Вероятно, именно сюда подъезжали в те времена гости, заезжая в дом через усадебный парк. А нынешняя дорога была просто трактом между деревнями.



А брат Ивана, Лаврентий, был не менее важной фигурой для нашей страны. Мало кто знает, но первая Академия Наук в нашей стране появилась вовсе не в Москве, а в Петербурге. Открыли ее в 1725 году. И руководил ее открытием, а также стал первым ее президентом, Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Так что он был одним из основоположником российской науки.



Идем гулять по усадебному парку. В нем сохранился один из прудов



Здесь мы обнаружили мощный родник



Рядом табличка с благодарностью тем, кто его восстановил. И скрытая реклама аэроклуба заодно. Почему-то на фотографии родник выглядит иначе. Куда-то делись известняковые плиты возле родника. Видимо, частично были расхищены, а частично заросли слоем мха



Старинный колодец с каменными стенками. Расположен сзади родника



Пруд. Посреди пруда дерево. Видимо, уровень воды осенью сильно повысился, и оно оказалось в воде



Пишут, что прудов был целый каскад, но остальные не сохранились. Пруд довольно живописный



Рогатинки в воде говорят о том, что кто-то пытался тут ловить рыбу



Усадебная аллея



Еще одна разрушенная хозяйственная постройка



На руины усадьбы упало сломанное дерево. Двойной символизм упадка и разрушения...



Возвращаемся к дому



Грибы между двумя расходящимися стволами дерева



В усадьбе видны попытки немного спасти то, что осталось. Вырублены частично деревья и кустарники, разрушающие дом
Но больше ничего не сделано. Она даже не числится в списке памятников истории и архитектуры



Финальное чаепитие перед господским домом. Нам еще предстоит идти в деревню Ломаха, прогулка лишь начата



На стене господского дома всякие советские надписи. Вероятно, 30-х годов, когда здесь вовсю побеждал коммунизм



Долгое время тут были военные, которые жили при аэродроме. Теперь он частный, а тогда был военный. Они и исписали своими лозунгами бывшее дворянское гнездо



Я смог разобрать " под знаменем и предводительством, вперед к победе коммунизма". Судя по всему, под предводительством Сталина, но дальше надпись не читалась



Внутри дома спиленные металлические трубы. Вероятно, был в господском доме водопровод



На пеньке грибы



Это зимние опята. Они съедобны



Под большой надписью надпись более мелкая. Она сообщает, что приказ начальника закон



Идем осматривать заброшенный военный городок



Информации о нем нет никакой



Внутри остатки мебели. Если б не они, мы бы подумали, что дома вообще не были достроены



Старинная розетка черного цвета



Вид из окна. Его почти полностью перекрывает захвативший все борщевик. Пожалуй, это фото лучше всего символизирует все то, что происходит   в русской глубинке. Разруха и ядовитый борщевик, и ничего больше



На строительство этого всего ушла куча народных денег



И все бездарно брошено. Вот вам и победа коммунизма



2. Деревня Ломаха

Ноябрь, а еще полно яблок вокруг. Мы собрали  немалый урожай!



Заброшенный дом в Ломахе. Что здесь было? Местный дом культуры?



Наш искомый объект - валун "Русич". Мы тут бывали уже не раз, но с удовольствием посещаем его снова



Огромный валун, принесенный сюда ледником. К нему, как к магниту, тянутся деревья. Волшебство!



Для Карельского перешейка такие камни обычное дело, а в здешних краях это экзотика



Деревья оказались яблонями. Виталий лезет сорвать оставшиеся яблочки



Могучий камень



Идем обратно. По пути проходим снова реку Ламошку, но по другому берегу. И снова любуемся каньоном



Спускаемся вниз по почти отвесному склону



Река бурная, красивая



3. Копорье

Уставшие поехали домой, а самые выносливые погуляют еще возле крепости Копорье. У меня нет еще осенних фото этого места, и пора восполнить этот пробел.



Раньше крепость Копорье была моим любимым историческим памятником в Ленинградской области. Здесь можно было залезть в каждую башню, пройтись по всем этажам, спуститься в подземелья, полюбоваться видим с крепостной стены. Потом у наших властей начался очередной приступ паранойи, и желания все запрещать и никого не пущать. Все окна в башнях забили фанерой, входы в башни заколотили досками, а туристов в крепости проводят лишь по узенькой дорожке, запрещая с нее сходить, и внутри стало смотреть больше нечего. Теперь имеет смысл лишь обходить ее снаружи, любуясь мощью крепостных стен и башен.



Много лет говорят о том, что вот-вот начнется реставрация, но дальше разговоров дело так и не идет. Уникальная средневековая крепость, не имеющая в нашей стране аналогов, продолжает медленно разрушаться. За это время мы помогли Африке и Венесуэле, построили кучу ненужных стадионов, которые не окупаются, выкинули миллиарды на всякие игрища и шоу, протратили кучу денег на  разные войны - но не нашлось немножко средств на реставрацию крепости



Построена она во времена Новгородской республики, в 1290-е годы. Мощная крепость, красивая. Идешь здесь - и ощущаешь дух старины, волшебство Средневековья



Летом такое увидеть нельзя, а осенью в кадре видны сразу три башни крепости



Каменных крепостей в России не так много, и все они находятся  в Северо-Западном регионе. Копорье одна из них. И одна из самых красивых. Она достойна лучшей участи, чем та, которую ей подарила нынешняя власть...



Ее реставрировали лишь раз. Частично восстановили башни и одну стену в 1970-е. С тех пор больше ничего. Эта часть не реставрировалась, поэтому разрушается больше всего.



Осень в России. Сгущаются сумерки. Во всех смыслах.



Когда нет листвы, то хорошо видно, что стена крепости стоит на известняковой скале



Где можно что-то испортить, власти испортили. В нескольких местах стоит уродливый жестяной забор, чтоб максимально испоганить пейзаж. Не только внутрь вас не пустим, но и снаружи подпортим!



В России больше нет средневековых крепостей с арочным мостом и двумя башнями у входа.




Раньше туристы любили фотографироваться у арочного моста. Чтоб  лишить их и этой радости, неадекватные люди, в чьем управлении эта крепость, поставили здесь решетчатое ограждение. Я не понимаю, кому все это выгодно? Может Россией управляют западные агенты, чьей целью является снизить интерес у туристов к родной стране? Ведь они все делают, чтоб люди ехали отдыхать на Запад! Измена налицо!



Уже почти стемнело. Последним местом , что мы посетили, был водопад на реке Копорке.



Путь обратно был другим. Мы сели на автобус до Ломоносова, вышли у станции Петергоф, а там сели в Ласточку до Балтийского вокзала.



Она была полупустой, и ехать было комфортно



Туристический клуб "Восемь Врат"

ссылки, быт, фотографии, архитектура, Россия, история

Previous post Next post
Up