Тихвин - один из немногих городов Ленинградской области, имеющий очень древнюю историю. Этим он уже привлекателен и интересен, но еще интереснее его делает Успенский монастырь, в котором хранится главная святыня Северо-Запада - чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. В предыдущей заметке я уже рассказывал о том, как наш туристический клуб на электричке приехал в Пасху погулять по Тихвину, а теперь рассказу о второй половине нашей поездки, во время которой мы посетили Успенский монастырь. Здесь я расскажу не только о том, что мы видели, но и про историю Тихвина, про героические события, которые происходили здесь, и как это повлияло на всю нашу страну.
Как мы добирались до монастыря от второго подвесного моста, я рассказывать не буду. Скажу лишь одно: я вступил в противоречие с навигатором, который вел меня по короткому пути, и пошел так, как примерно ходил раньше, при этом избегая шумных и больших дорог. Причина была в том, что некоторые дороги в Тихвине таковыми не являются, и то, что на карте обозначено, как улица, может быть на самом деле полосой непрерывной грязи, куда не пойдут даже самые смелые туристы вроде нас.
Итак, мы вышли к крепостной стене монастыря.
Сразу же я предлагаю уставшим отделиться, чтоб идти сразу гулять в монастырь, заодно реализовав свои духовные потребности, постояв у каждой из икон, помолившись в церквях, или посидев в столовой монастыря. Со мной осталась самая стойкая и активная половина, кто любит ходить побольше. И мы пошли, как это у меня всегда принято, обходить крепостную стену по периметру, чтоб охватить всю архитектуру целиком.
Стена, к сожалению, давно не сплошная. Местами она прерывается, и бреши заполняют современные заборы.
В этом заборе какая-то странная калитка-полупроводник. Она открывается изнутри, можно выйти, но нельзя зайти.
Идем вдоль крепостной стены по берегу реки Тихвинки.
Специально фотографируюсь на фоне башни, что было видно, что она не такая маленькая, как может показаться.
Современные башни и стены построены при реставрации в 19 веке, так как старые к тому времени давно обветшали. В это время никакого военного значения монастырь не имел, и ограда с башнями могла пригодиться лишь от нападения каких-нибудь разбойников, которых в славные времена императора Александра Первого тоже уже почти не осталось. Поэтому она раза в два ниже, чем была в былые лихие времена. Хотя, если б монастыри не сдавались без боя большевикам после революции, а повели себя так, как вели в Смутное время, для красноармейцев и эти стены, с пулеметами в башнях, были бы серьезным препятствием. Но увы, в 1917-1918 годы Россия впала в коматозное состояние, и сдалась почти без боя, а когда опомнилась, было слишком поздно.
Небольшое групповое фото на фоне башни. Нас осталась лишь половина, остальные уже отдыхают внутри монастыря
Стена дальше имеет снова разрыв, прикрытый жестяным забором. К сожалению, не знаю, когда ее сломали, могу лишь предположить, что это наследие Великой Отечественной войны. Бои под Тихвиным были жаркие... Стена крепости должна была упираться в надвратную башню, она же одновременно и церковь.
Спереди выглядит просто как храм, но сбоку видно ворота, которые нынче закрыты, и понятно, что это была классическая воротная башня крепости, через которую под углом, вдоль стены, въезжали внутрь. Воротные башни всегда были особенно мощными, так как вход в крепость - самое уязвимое место.
Входим внутрь. Хорошо видно, что вдали еще одна стена, отгораживающая от основной территории монастыря его ядро. Это классическая планировка средневековой крепости. Сейчас ядро крепости окружено не стенами, а кельями и храмами, но в старые времена каждая из построек превращалась в укрепления, а через окна мог вестись огонь из всех видов оружия.
Стены крепости. Несмотря на то, что строилась она скорее для поддержания традиции, потому что вести бой в 19 веке никто уже не предполагал - государство было достаточно стабильным и спокойным - она вполне себе годится для боевых действий. Есть крепостной ход вдоль стены, чтоб гарнизон перемещался от одного участка к другому, есть амбразуры, через которые можно послать заряд свинца непрошенным гостям... Конечно, если б сюда пришло полноценное войско с артиллерией и пороховыми зарядами для минирования - такая крепость в 19 веке уже не могла сражаться. Но от наскока вражеской кавалерии, вооруженной только саблями и карабинами - она бы защитила.
Монастырь выдержал осаду шведских войск в 1613 году, после чего шведы вынуждены были удалиться прочь. А дело было вот в чем. Во время Смутного Времени Василий Шуйский, убивший Лжедмитрия Первого и объявивший себя царем, потерял полностью контроль над Россией, города один за другим присягали Лжедмитрию Второму, за которым еще шли отряды польских авантюристов, искавших, что можно пограбить. Своих войск, способных навести порядок в стране, не было вообще. Как говорилось в известном фильме "Иван Васильевич меняет профессию" : " царь не настоящий!". Лучше б не убивали Лжедмитрия Первого, его то признали все города, и Смута почти кончилась, да и полякам тот шиш показал быстро...В общем, пригласили шведов себе в помощь, наводить порядок. Это было намного лучше, чем польская шваль да бродяги с русских земель, потому что из Польши шли сюда худшие представители нации, которых король с удовольствием сплавил из своего государства, чтоб не бузили у себя на родине, ну а русское ополчение Лжедмитрия Второго просто повергало всех в ужас, это было некоторой предтечей будущих красноармейцев, с их классовой ненавистью и расправами. Шведское же дисциплированное войско было лучшим вариантом из всех, что были в то время. И шведы реально помогли зачистить север России от интервентов и сторонников Лжедмитрия Второго.
Но тут произошло внезапно два события. Во-первых, Василий Шуйский взял и не заплатил нанятым шведам денег. Вот такая она, московская власть, веками у нее традиция всех кидать на деньги. Но если свои граждане еще могут без зарплат работать, то шведам это быстро надоело. Какое-то время они сражались из уважения к командиру, что их вел - брату бездарного царя Скопину-Шуйскому. Но тут произошло второе событие - Василий Шуйский очень боялся роста популярности своего брата, и после одного из праздничных пиров Скопин-Шуйский внезапно умирает, явно отравленный. Тут шведы окончательно перестали сражаться на стороне Москвы
В качестве оплаты за свои услуги они взяли все северные земли. Это принято называть в учебниках "шведской интервенцией", что есть полный бред. Москва оказалась без единственной силы, с помощью которой можно было наводить порядок на земле своей, сражаясь против своего народа. А тут на Москву еще пошел и польский король, решивший, что ему тоже можно чем-то тут поживиться, а не только польскому сброду, который до этого шел по своей инициативе, да ополченцам Лжедмитрия. Московское боярство спешно свергает царя-неудачника, отправляя его насильно в монастырь, где тот быстро умирает, скорее всего тоже отравленный, и сдается полякам, приглашая их править. Когда в следующий раз вам расскажут, что оппозиция всегда работает на западные деньги, а в Кремле рассадник патриотизма - вспомните, как Москва сдавалась всем иностранным силам подряд в 1606-1612 годы, а как раз силы из народа непрерывно пытались сделать что-то, чтоб это исправить.
В общем, из этого погружения в историю читателю теперь станет ясно, что здесь делали шведы в 1613 году. Они бы тут были и дальше, но в это время избрали на царство Михаила Романова. Тихвинцы поняли, что шведский гарнизон здесь больше не нужен - и подняли против него восстание, чтоб установить в Тихвине власть нового царя, на которого Россия возложила большие надежды. Это окончилось успехом, шведы пришли с подкреплением, трижды штурмовали крепость - но вынуждены были в итоге уйти ни с чем. Скоро со шведами подписали мир, по которому им отдали все северные крепости, а граница прошла не так далеко от Тихвина - по реке Лаве, что протекает в Назии. Шведы могли оставить у себя и Новгород, но милостливо вернули его России, здраво посчитав, что у них нет достаточно сил, чтоб контролировать такие большие территории. После этого в отношениях с ними наступил мир почти на сто лет, чего не скажешь о Польше.
Главная архитектурная достопримечательность монастыря - Успенский собор. Русская красота, не правда ли? Самое интересное, что как и многое другое "русское" - например, Московский Кремль - он построен итальянскими архитекторами. Со времен первого полновластного правителя-самодержца в России, великого князя Ивана Третьего, итальянская архитектура прочно обосновалась в русских землях, ими же были построены кремли в Новгороде и Туле, и много что еще.
Построен он примерно к 1515 году, когда Иван Третий уже умер, а ему на смену пришел его сын Василий Третий. Интересно, что собор появился еще до монастыря. Монастырь будет построен в 1560 году, уже по приказу Ивана Грозного, который согнал жителей всех окрестных земель, чтоб те приняли участие в строительстве монастыря, ставшего одновременно и крепостью.
Рядом стоит Покровская церковь. Это тоже очень древняя постройка. Ее заложили в 1581 году. В ней видны еще старые традиции архитектуры Русского Севера.
В эти дни главная святыня - Тихвинская икона Богоматери - была в этой церкви, хотя раньше ее я видел всегда в Успенском соборе. Мы были в 16.00, и в это время очередь уже была небольшой, а иногда я видел, что очередь растягивалась на полчаса, выходя хвостом на улицу. Икона считается чудотворной, к ней приходят многие со своими просьбами.
Фотографирую Успенский собор с крыльца церкви.
Строительство монастырей московскими государями всегда носило смысл не столько христианский, сколько военно-политический. Каждый монастырь был церковью на рубежах московского государства, в плохо освоенных землях. Здесь жили вепсы, финские племена, остатки которых до сих пор населяют наши края, кроме того, шли торговые пути по рекам. Под благовидным предлогом распространения православия - появлялись военные гарнизоны в северных землях. И иногда это оказывалось очень полезно, например Псково-Печорский монастырь, еще более мощная крепость, остановил часть войск Стефана Батория, который едва не разнес в пух и прах всю Россию, когда Иван Грозный проиграл Ливонскую войну. Тогда от уничтожения страну спасли только Псков и соседние его крепости - Печоры и Гдов.
Вид с крыльца на звонницу.
Вид с крыльца на церковь Вознесенья. К ней примыкают архимандричьи кельи.
Погружаясь в историю, нельзя пройти мимо главного военного события в нашей истории, связанного с Тихвиным. Здесь произошла первая крупная победа нашей страны в 1941 году, после череды сплошных тяжелейших поражений от немцев. 9 ноября 1941 года немцы вошли в Тихвин, это был приговор Ленинграду. Отныне снабжение его по Ладоге становилось невозможным. С гибелью Ленинграда войска немцев все бросились бы на Москву, пала бы и Москва, которая еле держалась. Еще немного - и стране пришел бы конец. Выбить немцев из Тихвина было вопросом выживания. Уже 12 ноября часть советских войск перешла в наступление. Скоро немцы поняли, что выдержать натиск они не смогут, и стали отходить, в Тихвине остался лишь один полк для прикрытия отступления. 9 декабря советские войска вошли в Тихвин, откуда немцы буквально бежали, побросав всю технику. В это время битва за Москву была еще в самом разгаре, а под Тихвиным немцам уже подписали приговор. Их планы были сорваны, и это значило, что победа СССР в войне - неизбежна.
Выходим из внутренней части монастыря в остальную, огражденную крепостными стенами. Здесь расположено озеро Сырково
Фотографирую Покровскую церковь и звонницу со стороны озера.
Очень все это красиво, греет душу, и жаль, что нет возможности прогуляться по этим стенам. За билет туда никаких денег не было бы жалко.
Тихо здесь, красиво, можно любоваться русской оборонительной архитектурой, думать о ушедших эпохах...
Дальше обходим центральную част монастыря - ядро крепости - по кругу.
Эта крепостная башня - на самом деле церковь 12 апостолов. Никогда еще не видел такой суровой церкви...На войне как на войне, тут даже из церквей и больничных палат можно было отстреливаться.
К церкви-башне примыкают больничные палаты. Вообще, явно эта башня строилась изначально только для военных целей. Мирное ее использование - это уже результат поздних изменений...
Сзади неожиданно видим вот такое. Что-то прямо в духе мистического сериала Твин Пикс. Вот зайдешь в эту будку - и внезапно выйдешь где-нибудь в Лондоне, да еще году в 1950-м...
Домик для кошки. Коммунальная квартира на две семьи. Один жилец сидит внизу.
Его сосед делает обход владений рядом.
Все мило, чисто, и нигде нет привычных заборов, надписей, что все запрещено, огораживающих лент... Сразу вспоминается злобный Борисоглебский монастырь под Ярославлем, где запрещающие знаки и ограды на каждом шагу. А в Тихвине нашем - все по доброму.
Крестовоздвиженская церковь
Построена в 1877 году архитектором Бенуа. Еще 10 лет назад стояла без куполов. Теперь же все вернулось на свои места.
Северные братские кельи. Не знаю насчет братьев, но при мне отсюда вышел очень упитанный поп, сурово на меня посмотрел, когда я фотографировал крепостные стены и башни, но ничего не сказал, а ушел молча к своей иномарке. Ну и хорошо.
Машин много, видимо это братская территория, с их парковкой. Но запрещающих табличек нет, никто меня не гнал, и я стал изучать башенку крепости, которую используют как склад.
Хорошо, когда нет запрещающих табличек и заборов. Тихвинский монастырь - душевное место!
В верхней части башни видно дверь. Это значит, что к ней шел ход вдоль крепостной стены. Теперь его нет, потому что сама стена стала ниже. А раньше она должна была достигать высоты как минимум этой двери, чтоб вдоль нее перемещались защитники, проходя через башни.
Внутри башни. Наверно тут редко кто бывает...только такие увлеченные любители фортификации, как я. Видно, что тут был второй этаж, для которого и сделаны окна и двери.
Еще одна башенка. Тоже используется как склад.
С годами здесь все меняется в лучшую сторону.
Теперь все чистенько, и фотографии монастыря не стыдно показывать людям. Жаль, что в соседнем Введенском монастыре все не так. Но может и о нем когда-нибудь вспомнят.
Мои спутники ждут меня в конце дорожки, не понимая, куда я исчез. Но место такое красивое, что стоять здесь и ждать им - одно удовольствие!
Идем назад, делаем фотографии с других ракурсов. Красота на каждом шагу!
Вот сидят многие люди в Петербурге - и не знают, что можно просто сесть рано утром на электричку, и приехать в такое душевное место!
Напоследок надо зайти и в Успенский собор
Так как икона переехала в Покровскую церковь, людей здесь сегодня совсем мало. Можно фотографировать, никто шипеть не будет. Кстати, в соседнем Введенском монастыре нам сказали внезапно такую фразу тревожным голосом:
"Да, конечно, можете фотографировать, только пожалуйста, не фотографируйте себя на фоне икон".
Господи, это значит, что есть идиоты, которые делают себе такие селфи в храмах?! В общем, не делайте так...
С этим собором у меня была чудесная история одна. В июне 2016 года мы пришли сюда, попав под дождь, и у нас из строя вышли все фотоаппараты от влаги. А после посещения собора - у всех все заработало. Вот такое было чудо.
Тихвинский монастырь - место по-настоящему душевное. Здесь и красиво, и искренняя вера ощущается...
Рассказ о монастыре должен включать обязательно и еще одну важную деталь. На фото автор рассказа сидит, погрузившись в благосклонное состояние, не просто так. Дело в том, что рядом в ларьке - продают чудесную выпечку! Много лет езжу сюда, и здесь всегда можно купить недорого что-то безумно вкусное. В 2013 году это были пышки по 5 рублей, сейчас это изумительные пирожки с повидлом за 30 рублей. А в 2016 году выпечка кончилась, но нас соблазнили церковные работники выпить горячий глинтвейн, на что после некоторых колебаний мы согласились, и путь домой был осветлен красками хорошего настроения и добродушного сна до самого дома... В общем, вкусно тут готовят, душевно!
Садимся в поезд, отправляющийся в 17.15. В 20.45 мы будем в Рыбацком. Это не последняя электричка, есть еще через полтора часа на Волховстрой, откуда тоже можно уехать последним поездом до Петербурга, но тогда мы бы прибыли в 23.30 в Рыбацкое, что для многих поздновато. А мы и так успели увидеть за день все, насладившись красотами чудного города...
Страница нашего туристического клуба:
https://vk.com/club17791063