7 января 1940 года завершилась одна из самых кровавых операций во время Советско- финской войны- сражение на Раатской дороге. Заверщилась полным разгромом советских войск - была разгромлена 44 стрелковая дивизия РККА комбрига Виноградова. 30 ноября 1939 года дивизия, наступавшая из района посёлка Ухта, пересекла границу между СССР и Финляндией и стала продвигаться на юго-запад, в направлении Суомуссалми. Целью наступление было рассечение Финляндии на две части свыходом советских войск к побережью Ботнического залива и шведской границы с перспективой дальнейшего вторжения уже и на территорию Швеции. Противостоял 44-й дивизии лишь 15-й пограничный батальон. При явном несоответствии сил финнам приходилось во многом полагаться на выучку своих бойцов и ополченцев.
Перебрасывая с других участков фронта подкрепления, финны 11 декабря перекрыли Раатскую дорогу, соединявшую 44-ю дивизию с тылом. 13 декабря финны перекрыли также северный путь доставки подкреплений советским войскам. 20 декабря Виноградов запросил у штаба разрешения отступить к советской границе, но получил отказ. К концу декабря дивизия была окружена, а затем разгромлена.
Уставшие от многокилометрового перехода, не имевшие зимнего обмундирования, части дивизии вступали в бой с марша и, как правило, побатальонно.Выставив заслон на пути движения 44-й дивизии, полковник Сииласвуо в первых числах января нанёс несколько фланговых ударов по растянувшимся вдоль дороги на Раате советским частям. Все коммуникации оказались перерезанными. Дивизия лишилась подвоза боеприпасов, горючего и продовольствия, не смогла эвакуировать раненых. Небольшие финские лыжные летучие отряды постоянно наносили беспокоящие удары. Внезапно появляясь на флангах и в тылу советских частей, они открывали плотный огонь, а затем внезапно исчезали. По ночам финские лыжники из числа местных охотников снимали часовых и уничтожали советских солдат и офицеров без выстрелов - только холодным оружием. Эту работу поддерживали снайперы. Ударам подвергались не только подразделения, но и штабы. Это вносило сумятицу, нарушало связь, дезорганизовывало управление, подразделения несли потери. Работу этих отрядов поддерживали снайперы. Скученные на небольшом участке люди и техника стали отличной мишенью для финской артиллерии. Предпринятые 2-4 января попытки прорыва не удались.
Пленных коммунистов и комиссаров финские ополченцы раздевали догола и распинали вниз головойна деревьях, перерезав им артерии. На жестком морозе смерть наступала в течение считанных минут, но распятые трупы выглядели ужасающе, наводя панику на захватчиков.
Финские войска, разделённые на 4 отряда, начали решающую атаку в 8:30 5 января. Отряды «Манделин» и «Мякиниеми» атаковали окружённых у Хаукилы, где сосредоточилась основная часть 44-й стрелковой дивизии. В ходе боёв 5 и 6 числа советская дивизия была рассечена на части; танковые контратаки на финские блокпосты потерпели неудачу. Большинство советских солдат вскоре замёрзло. Согласно допросам пленных (их было 1300), 44-я стрелковая дивизия состояла из 17 000 человек. Финские исследования указывают на 7000-9000 погибших военнослужащих 44-й стрелковой дивизии. Финские же потери в тойоперациипотери называются следующие: 310 погибших, 92 пропавших, 618 раненых. Материальные советские потери составили около 5000 винтовок, 100 тяжёлых и 250 лёгких пулемётов, 260 грузовиков, другое оружие и техника.
В конце той операции, увидев, что обмороженные и изголодавшиеся советские солдаты уже не способны воевать, финны перешли от экстерминации захватчиков к спасению оставшихся в живых. Хуторяне-ополченцы вытаскивали их на руках и санках и отвозили к себе в дома, где отогревали и отпаивали. Во время плена вплоть до окончания войны спасенные финнами советские солдаты и офицеры использовались в хозяйстве. Нельзя сказать, что их особо хорошо кормили (финские крестьяне в те дни и сами недоедали), но стакан молока, краюшка хлеба, чашка кофе и пара сигарет в день были гарантированы, а по праздникам и водка...
После окончания Зимней войны упоминания о судьбе выживших и погибших в советской историографии практически не было. В 1991 году сержант дивизии Пётр Морозов в интервью финскому автору заявил, что попавшие в плен бойцы, возвращённые летом 1940 года Советскому Союзу, были расстреляны по приговору суда... Вероятно, этих возвращенцев из плена поспешили расстрелять, чтобы они не рассказывали дома о своем опыте. Ну а командир дивизии комбриг А. И. Виноградов, начальник штаба полковник О. И. Волков и начальник политотдела полковой комиссар И. Т. Пахоменко, покинувшие дивизию в решающий момент битвы, 11 января 1940 года были осуждены военным трибуналом 9-й армии и расстреляны перед строем.
Годы спустя, на месте сражения были установлены монументы павшим советским и финским бойцам...
Вспоминая, как"СССР" не щадил своих солдат тогда, не приходится удивляться тому, как и нынешняя эРрэФия тоже не щадит своих. Хотя... кому они там "свои"!