Ровно 103 года назад, 14-го декабря 1918-го года последний гетман Украины Павел Петрович Скоропадский отрекся от власти и вместе с немцами навсегда покинул родину.
Этот удивительный человек, который происходил из старинного гетманского рода Скоропадских, родился 15-го мая 1873-го года в немецком городе Висбаден и, получив хорошее военное образование, стал офицером русской гвардии.
После начала русско-японской войны Павел Петрович переходит в чине есаула в казачьи войска и в составе 3-го Верхнеудинского полка оказывается на фронте, где заслуживает шесть орденов и Георгиевское оружие. После возвращения с фронта боевой офицер Скоропадский вновь был зачислен в родной кавалергардский полк, а 9-го декабря 1905-го года был назначен флигель-адьютантом Его Императорского Величества.
Военная карьера потомка легендарных гетманов оказалась блестящей, но все на самом деле у талантливого гвардейца было только еще впереди.
15-го декабря 1905-го года Павел Петрович был назначен командиром эскадрона, а через год произведен в полковники. С 4-го сентября 1910-го года по 15-е апреля 1911-го года он командовал 20-м драгунским Финляндским полком, после чего во второй раз вернулся, был назначен командиром лейб-гвардии Конного полка и в этой должности встретил войну.
В 1912-м году Скоропадский был произведен в генерал-майоры и зачислен в свиту Николая Второго. Через год началась Первая Мировая война, с первых дней сражения в Восточной Пруссии он отличился и стал вторым кавалером ордена Святого Георгия 4-й степени в истории Первой Мировой войны (первым был его подчиненный и друг барон Петр Николаевич Врангель).
3-го октября он был назначен командиром 1-й бригады 1-й кавалерийской дивизии, во главе которой оставался до назначения на должность командира 5-й кавалерийской дивизии, которое произошло 29 июля 1915 года. В течении года Скоропадский был трижды награжден за воинские отличия, а 1-го января 1916-го года был произведен в генерал-лейтенанты.
Боевой путь Павла Петровича вел его через должность командира 1-й кавалерийской гвардейской дивизии и 34-го армейского корпуса на вершину воинской славы, но впереди были куда более грозные события, приведшие к гибели его страны.
Скоропадский был русским генералом и убежденным монархистом и потому он не принял февральский переворот, хотя и остался в армии. Вместе с генералом Корниловым он искал выход из сложившийся ситуации и способы противостояния крепнущему большевизму.
В августе 1917-го года по распоряжению генерала Корнилова он начал украинизацию своего корпуса, который был переименован в 1-й Украинский корпус. В этом шаге виделся способ уйти от контроля бесконечных совдепов. Род Скоропадского полностью соответствовал плану и вскоре он стал командующим войсками украинского государства.
Однако положение на территории Украины было не намного лучше, чем в России, ибо там тоже у власти были социалисты, с которыми боевому генералу было не по пути. Тем не менее он взвалил этот тяжкий крест на себя и успешно противостоял красным на украинских землях. Позже из-за разногласий с Радой ему пришлось уйти в отставку с переходом в политику. Скоропадский стал главным оппозиционером социалистического правительства и 29-го апреля 1918-го года был провозглашен гетманом Украины.
С первых дней своего правления Павел Петрович занялся внешними так и внутренними делами государства. Ему быстро удалось наладить отношения с крупными европейскими державами и недавно образованными республиками вроде Всевеликого Войска Донского. Гетман понимал, что находится в нелегком положении, с одной стороны он должен был внимать национальным чаяниям украинского народа, а с другой - активно способствовал переправке русских офицеров на Дон, что осложнялось враждебным отношением штаба Деникина.
Внутри самой Украины помощь в обеспечении порядка оказывали немецкие части, а сама Германия стала надежным союзником. Конечно, Скоропадский не был ярым германофилом, ибо он несколько лет сражался против германской и австро-венгерской армий, но в данной ситуации без союзников выполнение цели было бы невозможно. Гетман был хорошим политиком и понимал это.
На протяжении нескольких месяцев Павлу Петровичу удавалось решать многие вопросы: он активно способствовал украинизации, но при этом делал все для сохранения симпатии других народов Украины. Велась активная научная работа, в которой участвовал профессор Вернадский. При этом руководящие посты в украинской армии преимущественно занимали русские генералы, некоторые из которых были его давними сослуживцами.
Ситуация ухудшилась после поражения Германии, которое вызвало невозможность дальнейшего выполнения союзнических обязательств со стороны Берлина. В свое время кайзер лично встречался с гетманом, но теперь и он был бессилен. Скоропадский это понимал и обратился к союзникам по Первой Мировой войне. Он резко поменял курс государственной политики и двинулся в сторону построения конфедерации из бывших составных частей Российской импперии. Эта идея была ему близка, как бывшему русскому генералу и имела шансы на победу над красными.
Немногие поняли Скоропадского и его расчет, согласно которому без объединения антибольшевистских сил победить Совдепию было невозможно. О подобном шаге думал и атаман Краснов, который предлагал конфедерацию против большевиков, которая должна была стать шагом к возрождению свободной России, но с особыми правами республик и казачьих войск. Противники гетмана воспользовались темнотой людей и их стремлением к полной государственной самостоятельности (не всегда возможной без предварительной подготовки), и в результате все закончилось взятием Киева Петлюрой и отречением Скоропадского. Здравые начинания Павла Петровича были растоптаны, а Украина не стала исключением в списке жертв большевизма.
В изгнании Скоропадский проживал в Германии, где хранил надежды на появление свободной Украины и возрождение России. В конце апреля 1945-го года он попал под бомбежку авиацией союзников, был тяжело контужен и скончался 26-го апреля того же года. Похоронили забытого русского героя и последнего украинского гетмана в городе Обестдорфе.
Только в наше время память об этом выдающемся человеке возвращается, но до конца его имя так и не было очищено от лжи. Его зачастую представляют в качестве безвольной немецкой марионетки или труса, но настоящий Скоропадский не имел ничего общего с выдуманным булгаковским образом. Это был еще один герой, который в эпоху смуты попытался изменить ход событий, остановить весь этот кошмар и пал жертвой своего неравнодушия.
Царствие небесное и вечная память Павлу Петровичу Скоропадскому!
Автор текста: Денис Романов.
Авторы карты: Максим Майоров и Дмитро Вортман