Призывъ Митрополита Виталiя Первоiерарха Русской Православной Церкви Заграницею отъ 2004 года

Dec 28, 2019 15:26



От автора этого блога:
Не уверен, уместно ли мне у себя это печатать, ибо я не русский (ни на один процент) и не православный, а католик (хоть и многогрешный). Но... с другой стороны, для России я - человек не совсем посторонний (а иначе с чего бы мне было вести русскоязычный блог?), а, кроме того, среди моих предков были не только католики, но и православные тоже. К тому же вопрос Веры является общечеловеческим и не должен ограничиваться рамками какой-либо национальности или конфессии. Так что, наверное, все-таки уместно. Ниже следует текст призыва Митрополита Виталия.

_____________________________________________________________

Въ 1920 году изъ Крыма произошёлъ такъ называемый «Всероссiйскiй Великiй Исходъ». Славная Русская Армiя подъ начальствомъ генерала Врангеля навсегда покинула Россiю и съ ней 3 миллиона бѣженцевъ. Генералъ Врангель предполагая заранѣе эти событiя, приготовилъ 160 съ лишнимъ кораблей и после Молебна, на которомъ всѣ тѣ, кто уже были на корабляхъ, и тѣ, кто оставались на берегу, сдѣлали другъ другу земной поклонъ, мы пустились въ скитанiе. Я тогда былъ мальчикомъ, но въ глубинѣ своей души чувствовалъ и сознавалъ, что смотрю на Родину въ послѣднiй разъ, пока она не исчезла изъ горизонта. Гдѣ-то во всѣй этой человѣческой массѣ находился будущiй Первоiерархъ Русской Зарубежной Православной Церкви Митрополитъ Антонiй (Храповицкiй). Въ томъ же году, Патрiархъ Тихонъ, сознавая критическое положенiе Россiи, Православной Церкви, и своё личное истребленiе въ любой моментъ, издалъ 362-ой Указъ о созданiи новаго Сѵнода внѣ Россiи.

Это и было начало Русской Православной Зарубежной Церкви. Въ Россiи оставалась ещё одна часть Русской Православной Церкви - Катакомбная Церковь. Она стала ненавистнымъ врагомъ коммунистической партiи. Правительство всѣми силами старалось, и по сей день старается уничтожить Ее, но это имъ по милости Божiей не удается. Другой вопросъ, который предсталъ передъ Сталиным и его компанiей, это - что дѣлать со всѣми Православными, которыя остались на Родинѣ? Коммунисты сознавали, что какъ они не старались уничтожить Вѣру въ народѣ, имъ это не удавалось и, наоборотъ, массы вѣрующихъ увеличивались. Партiя и нашла, по ихъ мненiю, выходъ изъ положенiя. Она создала, такъ называемую, Московскую патриархiю (М.П.), члены которой были съ самаго начала и по сей день партiйцами и КГБешниками. Всѣ 80 съ лишнимъ лѣтъ нашего существованiя, мы понимали съ кѣмъ имеемъ дѣло и ихъ партiя тоже сознавала, что насъ не сдвинуть съ нашего вѣрного пути.

Время шло и уносило съ собой тѣхъ нашихъ Архiереевъ, которыя были до гроба вѣрными идеаламъ Р.П.Ц.З. Пришло время, когда я созналъ, что остался совсемъ однимъ. У меня былъ выборъ - или написать послѣднiе строки Зарубежной Церкви или опять пуститься въ путь и опять увезти истинную Православную Церковь съ собою на свободу. Наша Церковь стала маленькой, но сохранила свою чистоту, какъ кристаллъ.

Сейчасъ уменьшенная Зарубежная Церковь переживаетъ тяжелую и страшную страницу своей исторiи. Окончательное паденiе Сvнода Митр. Лавра результатъ уже давно начавшегося паденiя человѣчества, т.е. послѣднихъ апокалиптическихъ времёнъ. Врата ада открылись и полки бѣсовъ накинулись на, и такъ уже ослабленное духовно, человѣчество.

Мне хочется обратиться ко всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Зарубежной Церкви и ещё разъ напомнить имъ о нашемъ славномъ, дивномъ и сравнительно недавнемъ прошломъ и описать, какъ я представляю ихъ будущее. Я совсемъ спокойно могу утверждать, cъ чистой совѣстью, что мы остались вѣрными идеологiи и принципамъ Р.П.Ц. и Ея свободной, Патрiархом Тихономъ созданной части Русской Православной Зарубежной Церкви. Пусть насъ осуждаютъ, но мы знаемъ, что мы со своего пути не сошли и не продались врагамъ.

Оглянитесь кругомъ себя и посмотрите Правде въ глаза. Могут ли ваши теперешнiе архипастыри и пастыри это тоже сдѣлать? Я думаю, что нѣтъ. Какъ въ своё время Американская Юрисдикцiя прельстилась М.П. и пошла въ рабство Москве, такъ сейчасъ это дѣлаетъ Сvнодъ Митр. Лавра. Время ещё есть покаяться и вернуться на правый путь. Если ваши духовныя вожди это не сознаютъ, вашъ долгъ, пока не поздно, показать имъ всю нелѣпость ихъ мышленiй. Не дайте несколькимъ гнилымъ яблокамъ испортить всю корзину. Что касается васъ лично, то знайте, что двери нашихъ храмовъ широко открыты для васъ.

Мнѣ тутъ вспомнился одинъ моментъ. Это было въ Берлинѣ. Во время службы въ храмъ вошли двое стариковъ. Они всё озирались кругомъ, какъ будто ища кого-то. Въ этотъ моментъ провозгласили имя Митрополита Анастасiя. Старички заулыбались и перекрестились, понимая, что попали именно въ свою церковь.

И для васъ наступитъ такой моментъ, когда въ вашихъ храмахъ начнутъ поминать Алексѣя, неужели ваше сердце не сожмётся отъ боли и ещё хуже для васъ, если вы сможете въ этотъ моментъ перекреститься. Глава М.П. какъ-то разъ сказалъ: «Пока живъ Виталiй, объединенiя быть не можетъ!». Только въ этомъ одномъ онъ былъ правъ. Пока я живъ, наша Зарубежная Церковь не будетъ поглощена Москвой!

Господь далъ мнѣ силы вести Его Церковь по правому пути, и я уповаю на милость Божiю, что Онъ продлитъ мою земную жизнь настолько, чтобы я увиделъ нашу Церковь Единой и Недѣлимой опять.

Ещё разъ призываю всѣхъ васъ къ покаянiю и взаимной любви.

† Митрополитъ Виталiй.
29 iюня/12 iюля 2004 г. отъ Р.Х. Свв. Первоверховныхъ Апост. Петра и Павла.

__________________________

PS: Еще пара слов от автора этого блога:
Не будучи православным, я не вполне в курсе того, как обстоят дела с Русской Православной Церковью Заграницей, хотя знаю, что в целом обстоят они достаточно плохо.

Как католику мне кажется, что, возможно, наилучшим вариантом была бы уния с Ватиканом, но, увы, и моя церковь сегодня переживает достаточно скверные времена (особенно с нынешним,  с позволения сказать, Понтификом). Так что каждый должен искать свой путь. Например, некоторые мои русские друзья и просто уважаемые мною русские люди крестились и своих детей крестили в неподвластных Кремлю церквах: в Сербской, Болгарской и иных... Но главное - не верить чекистским «попам» и сатанинской «РПЦ» и ... не играть в чужие игры.

Примечание: Пара слов о Митрополите Виталии в миру - Ростиславе Устинове)

Родился в Санкт-Петербурге 18 марта 1910 года в семье морского офицера Петра Константиновича Устинова и Лидии Андреевны, урождённой Стопчанской, дочери жандармского генерал].

В 1920 году, во время Гражданской войны в России, Ростислав Устинов с семьёй переехал в Крым и поступил в Кадетский корпус, основанный генералом Врангелем. В конце того же года корпус эвакуировали в Константинополь, впоследствии - в Югославию, сначала в Бакар, а затем в Лагерь Стрнище[1] (при эвакуации корпус насчитывал 650 кадетов).

В 1923 году родительница Ростислава, к тому времени вторично вышедшая замуж за офицера врангелевской армии Всеволода Лангаммера (когда-то служившего вместе со Львом Третьяковым), вызвала своего сына в Константинополь, откуда с ним переехала в Париж, где поместила его во колледж имени святого Людовика, которым руководили иезуиты, в городе Ле Ман. По окончании колледжа Ростислав проживал с матерью и отчимом в Каннах. 11 октября 1933 года получил французское гражданство.

В 1934 году был призван отбывать воинскую повинность во французской армии и был зачислен в 9-й кирасирский (конный) полк. По окончании службы командир полка полковник де Мулен предлагает бригадиру Устинову остаться в полку, обещая ему производство в офицеры, но продолжить военную карьеру в качестве унтер-офицера отказался и решил принять монашеский постриг.

В 1936 году покинул Францию и поступил в Монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомировой (тогда на территории Чехословакии). В 1938 году настоятелем монастыря архимандритом Серафимом (Ивановым) был пострижен в рясофор с именем Виталий, 15 марта 1940 года был пострижен в мантию. Нёс послушание старшего наборщика и метранпажа типографии.
17 июля 1940 года епископом Мукачевским и Прешовским Владимиром (Раичем) был рукоположён в сан иеродиакона. 10 октября 1941 года в Братиславе был рукоположён архиепископом Берлинским и Германским Серафимом (Ляде) в сан иеромонаха с поручением ему, оставаясь насельником монастыря, окормлять два села у границы Чехословакии с Польшей - Крайную Порубку и Медведье (ныне район Свидник).

Ввиду приближения советских войск, в соответствие с указанием Первоиерерха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), братия монастыря в Ладомировой приняла решение бежать на Запад. В день памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа по новому стилю) была отслужена божественная литургия и напутственный молебен, после чего почти вся братия уехала в Братиславу. 4 января 1945 года братство вместе с сопровождавшими лицами в количестве 49 человек выехало из Братиславы в Берлин.

В Берлине и его окрестностях ежедневно посещал лагеря перемещённых лиц, проповедовал, служил, напутствовал сотни умирающих от голода, туберкулёза, ран. Наступление на Берлин красной армии заставило иеромонаха Виталия вместе с настоятелем собора архимандритом Нафанаилом (Львовым) покинуть Берлин и основываться в Гамбурге, где он также окормлял множество беженцев в лагерях для перемещённых лиц северной Германии.

В 1947 году был возведён в сан архимандрита и по 1951 год был настоятелем Успенского прихода в Лондоне, где поочерёдно служил в одном храме с будущим митрополитом РПЦ Антонием. Всякий раз, когда архимандрит Виталий приходил в храм, чтобы совершить богослужение после того, как было совершено богослужение общиной Московского Патриархата, храм освящался заново как после осквернения], а самому Антонию (Блуму) он сказал: «Вы - служитель сатаны».

12 июля 1951 года в Успенском храме Лондона был хиротонисан во епископа Монтевидеоского, викария Сан-Паульской епархии. Прибыв в Бразилию, поселился в пригороде Сан-Паулу, местечке Вила-Альпина. Там он основал монашеское братство, открыл типографию и устроил небольшой приют для мальчиков, которые обучались богослужебному кругу. Большое внимание уделялось миссионерской деятельности как среди русских эмигрантов, так и среди местного населения. Епископ Виталий и его иеромонахи посещают православных людей по самым глухим уголкам Бразилии. Их трудами основываются два прихода в центре Бразилии: в Гоянии и в местечке Педрейра, пригороде Сан-Паулу.

26 февраля 1954 году назначен епископом Эдмонтонским и Западноканадским с кафедрой в Эдмонтоне, провинция Альберта. В апреле 1955 года, вместе со своей монашеской братией, отбыл к месту нового служения. В том же году в 75 милях от города он устроил Успенский скит для размещения прибывшей с ним из Бразилии братии и для устройства типографии. В Монреале приобрёл и обустроил крупный соборный храм, недалеко от которого располагается монастырское подворье и архиерейская резиденция. В подворье была устроена типография.

В 1958 году возведён в сан архиепископа с присвоением титула Монреальского и Канадского, включён в Архиерейский Синод РПЦЗ. По инициативе Виталия в епархии неоднократно проходили всезарубежные съезды русской молодёжи.

В своём докладе на Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви в 1967 году назвал экуменизм всепроникающей ересью своего времени, оказав большое влияние на общую точку зрения Русской Православной Церкви Заграницей по этому вопросу.

С 1976 года архиепископ Виталий являлся одним из заместителей первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета (Вознесенского).

После кончины митрополита Филарета (Вознесенского) в 1985 году, в январе 1986 года Архиепископ Виталий избран жребием на должность Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви с титулом Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский. Вместе с тем остался управляющим Канадской епархией. Был сторонником открытия приходов РПЦЗ в России, каковое решение и было принято Архиерейским Собором 2/15 мая 1990 года[5].

Значительные изменения в жизни РПЦ, вызванные падением коммунистического режима в СССР, сделали возможным начало диалога между РПЦ и РПЦЗ. Со стороны самой РПЦ неоднократно звучали призывы к диалогу, однако митрополит Виталий неоднократно на протяжении 1990-х годов заявлял о своём негативном отношении к РПЦ и считал какие-либо контакты с ней невозможными.

Впоследствии, особенно после Архиерейского Собота РПЦЗ от 26 октября 2000 года вел упорную борьбу против соединения РПЦЗ с кремлевской РПЦ, отрицая «духовное возрождение» в России после 1991 года. В ходе этой борьбы неоднократно становился жертвой интриг и провокаций со стороны спецслужб России и прокремлевских служителей РПЦЗ, включая новоизбранного архиепископа Лавра (Шкурлу). Все это положило начало раскола РПЦЗ и возникновения «Русской Православной Церкви Заграницей под омофором Митрополита Виталия», впоследствии известной под названием РПЦЗ(В), чтобыотличить ее от РПЦЗ митрополита Лавра. Все эти и непосредственно предшествовавшие расколу события были подробно описаны иеромонахом Владимиром (Целищевым) и Спиридоном Шнейдером, настоятелем прихода РПЦЗ в городе Ипсуич, штат Массачусетс.



В ноябре 2004 году на Архиерейском Соборе РПЦЗ(В) было решено «за многолетнее возглавление Русской Православной Церкви Заграницей и более чем пятидесятилетнее служение в архиерейском сане почтить Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия званием „Блаженнейший“». Скончался Мотрополит Виталий 25 сентября 2006 года  в больнице канадского городка Мэйгог в провинции Квебек.

После кончины Блаженнейшего Виталия РПЦЗ(В) раскололась на три церковных организации, не признающих друг друга и считающих единственно себя продолжательницей и исторической наследницей РПЦЗ.

роисся, Россия, всеобщее, чекисты

Previous post Next post
Up