13 апреля 1204 года войсками крестоносцев, главным образом венецианским флотом и французскими рыцарями с пехотой, был взят Константинополь. Византийская империя более чем на полвека прекратила своё существование. На её месте возникло сразу несколько латинских государств, самым крупным из которых стала Латинская империя с центром в захваченном городе. Многие исторические источники, в первую очередь православные, гневно осуждают католическое воинство за жестокое разорение столицы Византии. Оно, и правда, было жестоким. Прекрасные здания города были разрушены, храмы осквернены, тысячи жителей были убиты. Было разграблено всё, куда только дотянулись руки захватчиков.
Последующая историческая традиция, как я уже и сказал, резко осуждает действия латинян, особенно в свете того, что всё это случилось во время Четвёртого крестового похода, когда оружие Христова воинства было обращено вместо неверных на своих же собратьев-христиан, пусть и другой конфессии. Однако, на то она и история, чтобы рассматривать каждое событие на само по себе, а в комплексе, в неразрывной связи с прошедшими событиями и деяниями людей. А прошедшее говорит нам, что столь явная враждебность латинян к грекам возникла вовсе не на пустом месте. Венецианцы и другие католики, которых греки всех скопом именовали франками, ведущие активную торговлю с Востоком, издавна селились в Константинополе, где у них был целый квартал. Греки же, в лучшем случае, их терпели, досаждая при каждом удобном случае. Нередки были и погромы, самым крупным из которых была резня латинян в 1182 году, в годы правления Алексея II Комнина. Мать Алексея II Комнина, Мария Антиохская, была регентшей при двенадцатилетнем сыне. Будучи сестрой Боэмунда III, Мария покровительствовала франкам, что, по мнению её подданных, причиняло им ущерб, что в свою очередь, вызвало их ненависть. Начались бунты, первый из которых был подавлен, но второй привёл к избиению всех латинян поголовно. Венецианский квартал прекратил своё существование. То, что погром затевался на самом верху - не вызывает сомнений. Одним из его организаторов был претендент на престол Андроник. 4 тысячи уцелевших были проданы в рабство туркам. Масштабы этого кровопролития вполне сопоставимы с масштабами убийств 22-мя годами позже, во время захвата города крестоносцами.
Грекам пришлось потом ещё раз заплатить за свою нетерпимость, на этот раз, окончательно лишившись своей империи, и это, опять же был их выбор. Последний император, Константин Драгаш, опасаясь вторжения турок, практически договорился с папским двором об унии, о преодолении 400-летнего раскола в христианстве. Это, действительно, могло спасти гибнущую империю. Но патриарх и знать отвергли этот план, лишив прежде всего самих себя пути к спасению. Лука Нотарас, мегадука (главнокомандующий византийским флотом) выразил их общее мнение: "Лучше увидеть среди города царствующую турецкую чалму, чем латинскую тиару". Он её и увидел, но видеть её ему пришлось недолго - он был казнён вместе с сыновьями султаном Мехмедом 2-м (об этом подробности -
здесь).
Был ли Запад безупречен по отношению к Византии? Ни Боже мой! Как бы там ни было, и разорение 1204 года, и практически, оставление на произвол судьбы в 1453-м не имеют оправданий. Но, погибая под мечами крестоносцев и турок, думали ли несчастные жители города, откуда и за что свалились на них эти напасти, ведали ли они за собой какую-то вину? А ведь вина была, и немалая и беды эти во многом они навлекли на себя сами.
Так что, не судите строго крестоносцев, и давайте не будем упрощать.
Originally posted by
flavius_aetius1 at
Нехорошо, но...