Сказ про то, как жители Сочи в 1918-20 от России отделиться пытались (от "красной" и от "белой") ч.1

Feb 10, 2014 20:54


.


Флаг сочинского народного ополчения (1919-1920)

Тяжела и мрачна история государства российского... Однако, недавно ушедший ХХ век знает несколько примеров того, как относительно небольшие сообщества русских (или...ну почти русских) людей умудрялись создавать, хотя и ненадолго, анклавы демократической государственности. Чаще всего это бывало на самой окраине, поближе к западным границам (как например, Республика Кирьясало под Питером), но бывало и в других местах.
Сегодня речь пойдет о Сочинском округе - том самом, полностью уничтоженном нынешней путинской «олимпиадой» уголке восточного Черноморья, который всего сто лет назад называли «Черноморской Ривьерой».
К началу Гражданской войны в России, население Сочинского округа, зачищенного в середине 19-го века от большинства коренных жителей (черкесов, убыхов, абхазов) было довольно разнообразным. Русские, эстонцы, грузины, греки, армяне, немцы, украинцы, молдоване - жили в относительной гармонии, ничуть не мешая друг другу. После Октябрьского переворота и начала большевистского террора дачи Черноморской Ривьеры заполнились беженцами из Петрограда и Москвы - «сливками сливок» тогдашней России, но вскоре большевизм пришел и туда. Однако, невзирая на популистские лозунги  непрошенных красных «благодетелей» сочинцы отвергли советскую власть с ее грабежом собственности, массовым террором и прочими извращениями. Летом 1918 года Черноморская Ривьера получила первый шанс вернуться к нормальной жизни, и ее жители воспользовались этим шансом на сто процентов.

Далее следуют выдержки из только что опубликованной книги «Абхазия и Сочи: корни конфликта, 1918-1921»:

«... 3 июля 1918 года грузино-абхазские войска под командованием Мазниашвили, усиленные несколькими сотнями отступивших с Кубани казаков, начали новое наступление и при поддержке германского флота заняли Адлер.  В ходе боев 6 июля на реке Кудепста в тыл сочинским и майкопским красногвардейцам ударили сочинские добровольцы-антибольшевики, что привело к полному разгрому этой почти четырехтысячной группировки большевистских войск, и в тот же день войска Мазниашвили и иррегулярные части местных антибольшевиков под командой Петра Блохнина вошли в Сочи . Разбитые большевистские части тем временем отступали к Туапсе (см Карту В3).
Согласно некоторым грузинским источникам (Гамахария, Гогия,  Джугели, Мазниашвили) а также - воспоминаниям лидера «Зеленого движения» Сочинского округа Николая Вороновича, большинство население Сочи приветствовало вступление в город грузинских войск. В тоже время, в воспоминаниях генерала Антона Деникина , а также в работах ряда современных российских исследователей (Балмасов, Пученков) говорится о том, что семь месяцев спустя жители Сочи приветствовали деникинцев. Впрочем, одно не исключает другого. В описываемый период население сочинского округа и города Сочи было весьма разнообразным не только в этническом, но и - тем более - в политическом плане, так что грузин могла приветствовать одна часть населения, а деникинцев - другая. А о процентном соотношении симпатизантов той или другой стороны довольно красноречиво сказали дальнейшие события, которые будут описаны ниже. В любом случае, сразу после 6 июня некоторое количество жителей Сочи добровольно вступило в грузинскую армию и приняло участие в дальнейшем наступлении войск Мазниашвили на Туапсе, которое было продолжено 8 июня.

В течение последуюших восьми суток войска под командованием Мазниашвили с непрерывными боями продвигались до реки Макопсе, а 26 июля началась операция по захвату города Туапсе, длившаяся почти сутки и закончившаяся победой грузинских войск и примкнувших к ним добровольцев (русских, апсуа-абхазов, казаков и пр.). Город был взят, а передовые грузинские разъезды продвинулись дальше вдоль черноморского побережья вплоть до Геленджика (уже в Новороссийском округе)...»
В конце лета жители города Сочи и крестьяне сочинского округа решили определиться относительно своего политического будущего, которое в составе «новой России» они увидеть не смогли.



«... Обьединенный совет окружных отделений социалистических партий, собравшийся в сентябре 1918 года в г. Сочи, принял решение, направленное как против большевиков, так и протию деникинцев. Резолюция сентябрьского собрания сочинских социалистов гласила следующее:
Обсудив современное положение России и, в частности, Сочинского округа, обьединенный совет социалистических партий... пришел к следующим выводам:
Единственною частью бывшего Российского Государства, где не только признан республиканский строй, но и закреплен в его основных законах,- является Грузинская Республика...
Развитие жизни округа  на основе фактической свободы, права и народовластия, проведение земельной реформы...возможны лишь при условии присоединения округа к Грузинской Демократической Республике.

На основании вышеизложенного, сочинский обьединенный совет социалистических партий (социал-демократов и эсеров) единогласно высказывает пожелание, чтобы... Грузинское правительство немедленно особым декретом оформило временно присоединение Сочинского Округа к (Грузинской) Республике.
Два дня спустя подобная же резолюция была принята на общественном собрании граждан города Сочи. Опираясь на эти две резолюции, правительство Грузии твердо намеревалось удержать за собой Сочинский округ. Что же касается Туапсинского округа, то его грузинская сторона была готова признать спорной территорией, которую при необходимости можно было пожертвовать в качестве уступки российским антибольшевистским силам.»
«...В ноябре 1918 года Германия подписала перемирие, Первая Мировая война закончилась, и началась эвакуация германских войск из Грузии. Примерно в то же самое время, к концу ноября, войска Алексеева и Деникина (доброармейцы и казаки)  завершили поражение красных войск на Кубани. Эти два события предопределили эскалацию конфликта в "Черноморской Ривьере", которая началась в декабре того же года. Здесь следует отметить, что в декабре 1918 года правительство Грузии получило дополнительные заявление о поддержке от имени гражданского населения Сочинского округа. В данном случае речь идет о решении сьезда сочинского крестьянства, которое подтверждало волю сочинцев остаться в составе Грузии по крайней мере до той поры, пока в остальной России не установился демократический строй.  Но, увы, это выражение народной воли не могло остановить  не отановило экспансию Доброармии.»

(Продолжение следует)

Дополнительная литература для интересующихся данным вопросом:



А. Andersen, Abkhazia and Sochi: the Roots of the Conflict, 1918-1921 (New York-Toronto, 2014)
А. Деникин, Очерки русской смуты (Берлин, 1924), т. 3,
Н. Воронович, Потонувший мир (Москва, 2001),
        Зеленая книга: история крестьянского движения в Черноморской губернии (Прага, 1921)
А. Деникин, Очерки русской смуты (Берлин, 1924), т. 3,
Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии (Тифлис, 1919), No. 193.
F. Кazemzadeh, The Struggle for Transcaucasia, 1917-1921 (New York, 1951)
"Красное знамя", 28 апреля 1940 г., № 98;
ЦГАОРГ, ф. 51с, д. 41, лл. 1-5

Сочи, Грузия

Previous post Next post
Up