В Москве в минувшие выходные прошел IX-й международный джазовый фестиваль "Усадьба Jazz". На пяти сценах выступили артисты из разных стран, включая США, Великобританию, Францию, Норвегию, Украину. Среди традиционного стилистического разнообразия наиболее близкой именно джазу по обыкновению стала площадка "Аристократ", на которой в первый день фестиваля выступило трио израильского исполнителя Ярона Хермана - бывшего баскетболиста, окончившего престижный музыкальный колледж Беркли и переехавшего во Францию.
К 30-ти годам он изобрел собственную теорию музыкальной импровизации, отыграл более 100 концертов и записал несколько альбомов, в которых помимо классического джаза уделил внимание современной музыке, переигрывая наиболее известные поп- и рок-темы. Это свое умение музыкант продемонстрировал и в Архангельском, начав выступление с композиции группы Nirvana "Heart Shaped Box".
В течение следующих нескольких минут прозвучала также тема вечной "Summertime" и еще один легко узнаваемый кавер - на хит группы Radiohead "No Surprises". В трактовке Хермана популярные мастерписы приобретали оттенок изысканности, который, правда, было не просто оценить из-за звуков, доносившихся с "Партера", где как раз в это время выступал фронтмен знаменитой украинского группы "Воплi Вiдоплясова" Олег Скрипка, представлявший в Москве свой новый проект - джаз-кабаре.
Впрочем, плохо отстроенный звук стал не единственной причиной расстройства для поклонников израильского пианиста. Оглушенная Скрипкой публика, стоявшая к тому же под проливным дождем, поначалу принимала Хермана довольно робко. Стоило же слушателям слегка раскочегариться, как сет внезапно окончился - музыканты поклонились и ушли, предоставив площадку хедлайнеру - камерунскому бас-гитаристу Ришару Бона, перед появлением которого в итоге образовалась значительная пауза, которую время от времени пытался заполнить ведущий площадки - знаменитый конферансье Святослав Бэлза.
Другой интересный исполнитель в этот день выступал на площадке "Берег". Британский композитор и ди-джей Мэтью Херберт снискал славу одного из самых влиятельных электронных музыкантов современности. Его творчество умудряется поражать даже самых искушенных меломанов: то он записывает альбом о жизни и смерти свиньи, то использует голоса русских стариков и младенцев. Перед выходом британца на сцену "Усадьбы" слушателей даже предостерегли о том, что кому-то от его музыки может сделаться дурно. Однако в реальности ничего подобного не было. Херберт представил первоклассный танцевальный сет, под который публика вовсю отплясывала, невзирая на дождь и отстраненность самого исполнителя, который, кажется, полностью растворился в процессе верчения пластинок и лишь иногда исподлобья мельком поглядывал на фотографов.
Когда выступление на "Берегу" еще продолжалось (как раз зазвучала "Luck be a lady tonight" в исполнении Фрэнка Синатры), на главную фестивальную сцену в "Партере" уже вышли девять мужчин и одна женщина, представляющие команду Pink Martini. Как и многие в этот вечер, хэдлайнеры попытались разогреть промокшую публику зажигательными латиноамериканскими ритмами, а затем, уже на французском, спели про желание курить - "Je ne veux pas travailler".
На второй день на фестивале зажигал оркестр Анатолия Кролла, американская певица Габриель Гудман с барабанщиком И Джэй Стриклэндом и трио украинского пианиста Максима Любарского. А также афроамериканка Анжелик Киджо - посол доброй воли Юнисеф и обладательница премии Grammy, впрочем, не единственная на нынешнем фестивале, и выдающийся джазовый саксофонист Кенни Гарретт. В следующем году фестиваль "Усадьба Jazz" будет уже юбилейным.