Я снова решил поиграть в живописца и застрял в провинции Шаньдун, где мне любезно предоставили студию и все необходимое. По шею в масле, пишу портрет в полтора метра. На этот раз за деньги. Надеюсь, их хватит для нового старта в Шанхае. Но суть не в этом. Когда я пишу такие долгие вещи, накачиваю аудиокниг и слушаю с утра до самого вечера. Мне редко удается успеть что-то почитать, когда я путешествую. А так получается разом перелопатить тонну литературы. На слух я воспринимаю информацию не хуже, чем при прочтении.
Только что дослушал мемуары Данелия - "Безбилетный пассажир". Я вообще люблю мемуары. Пожалуй, даже больше, чем художественную литературу. В прошлый раз, кстати, тоже слушал режиссерские мемуары - Сергея Соловьева. И то и другое очень рекоммендую. Душевно, трогательно, весело и грустно одновременно. Истории Данелия напомнили прозу Довлатова.
Я всегда с особым вниманием отношусь к случайным событиям, которые повлияли на мою судьбу. Вот и Данелия тоже перечисляет случайности, которые определили ход истории его жизни. Данелия не планировал становиться режиссером, закончил Архитектурный институт и работал по специальности. В его организации стажировалась китаянка. Вернувшись в Китай, она выслала ему приглашение на работу в Китае и Данелия уже собирался переезжать туда с семьей. Но не задолго до этого решил попробовать поступить на режиссерские курсы во ВГИК. Там платили стипендию, и эти деньги могли стать хорошим дополнением к зарплате. К своему удивлению Данелия поступил. Так и не уехал в Китай. К счастью.
Георгий Николаевич Данелия - один из самых любимых мною кинорежиссеров. Когда его спрашивали, что он хотел сказать тем или иным фильмом, он обычно терялся. В своей книге он подмечает: "Если об этом можно было бы сказать в нескольких словах, то не было бы смысла снимать фильм. Можно было ограничится нескольким словами."
Неделю назад Георгию Данелия исполнилось восемьдесят пять лет.