Даниель Бюрен

Jan 29, 2012 22:04

К сожалению, последняя эвтаназия по техническим причинам была перенесена с 22 на 30 января. А пока я расскажу о художнике, творчеству которого и будет посвящен очередной перформанс.

Француз Даниель Бюрен сегодня признан одним из величайших ныне живущих художников современности.



Фирменный прием в его работах - чередующиеся контрастные полоски одинаковой ширины.



Его знаменитая инсталляция из нескольких десятков полосатых колонн с 1986 года украшает двор Пале Рояля в самом центре Парижа.



К сожалению, время моего обитания во Франции совпало с периодом реставрационных работ.



Хотя забор отделявший зону ремонта тоже был произведением Даниеля Бюрена.



Так что это в какой-то степени это компенсировало невозможность знакомства со знаменитым скульптурным ансамблем.



Даниель Бюрен родился в 1938 году и учился живописи с юных лет в различных школах искусств Франции. Однако учебный процесс в этих заведениях не очень увлекал его. В одном из интервью он признается сам, что поступил в Национальную школу искусств в Париже, только чтобы избежать призыва в армию. Дело в том, что обучение в художественных учебных заведениях в те годы строилось на базовых принципах академической школы XIX века (кстати, в России это по-прежнему так). Чтобы понять, что действительно происходило в искусстве того времени, Бюрен предпринимает попытки самообразования и отправляется в путешествие на Юг Франции, где знакомиться с десятками художников, в том числе с Шагалом и Пикассо.

Если Ив Кляйн выступал против линии и рисунка, утверждая значимость цвета, то Даниель Бюрен в своем манифесте провозгласил протест против "сочиненной" картины, объявив станковую живопись продуктом обмена в капиталистическом обществе. Вероятно по той же причине он всегда недолюбливал "Новых реалистов", в число которых входил тот же Кляйн, успешно продававший свои монохромы. Но по внешним признакам работы Бюрена можно было бы легко поставить в один ряд с картинами его "оппонентов".



Объединившись со своими коллегами по цеху: Моссе, Пармантье и Торони, Бюрен начинает работать на публике, каждый раз исследуя определенную проблему. На первой выставке на "Salon de la Jeune Peinture" ("Салон молодой живописи") художники решили рассмотреть вопрос создания произведения и показать, что в процессе работы автору нечего скрывать за четырьмя стенами своей мастерской. В день открытия экспозиции художники пришли в зал с чистыми холстами и в течении всего дня каждый работал над своим полотном. Работа сопровождалась повторами единственной фразы на разных языках, воспроизводившейся с пленки: "Бюрен, Моссе, Пармантье и Торони рекомендуют вам поумнеть". Мотив к каждой картине выбирался интуитивно, ни к чему не отсылал и являлся простейшим визуальным фактом.



Художники знали, что подавляющее большинство зрителей прийдет именно в день открытия, а в остальные дни зал будет пустовать. К вечеру, когда зал закрыли, художники сняли работы, забрали все вещи и ушли, оставив надпись: "Бюрен, Моссе, Пармантье и Торони не выставляются здесь".



Позже художники объяснили в письме организаторам выставки, что Салон - устаревший способ экспонирования искусства и они больше никогда не выставят там свои работы.

Творческий тандем просуществовал не больше года, но этот период сыграл большую роль в судьбе всех четырех участников. Уже через год после выставки на Салоне, Бюрен выставляется в Милане в одной из самых престижных галерей Европы.



Бюрен рассматривает произведение неразрывно от визуального контекста, сообщая последнему не меньшую значимость.



Основной пластической составляющей его творчества по-прежнему остаются чередующиесся белые и цветные полоски равной ширины.



При этом сам автор утверждает, что его работы нельзя назвать ни живописью, ни скульптурой: "То, что показано, есть только то, что показано".



франция, современное искусство, даниель бюрен, эвтаназия

Previous post Next post
Up