Оригинал взят у
prospero_adorno в
Барбаросса 2.0В центральной и восточной частях прибрежной (присредиземноморской части) Ливии олным ходом идет строительство ливийского вилайята ИГ с центром в Сирте - столице племенного союза Каддафа, откуда был родом убитый в октябре 2011 года лидер Джамахирии Муаммар Каддафи. Военную верхушку местного ИГ, по некоторым данным, составляют бывшие армейские офицеры Джамахирии, которые прагматично пользуются воинственными идеями Халифата с целью возврата власти и мести своим врагам. Нельзя, конечно, сравнивать формирование ливийского ИГ с иракским в силу на порядки более высокого уровня иракских генералов и офицеров, но в целом ситуация примерно аналогична.
Выросши за год с 500 до примерно 5 000 боевиков, в настоящее время принесшие байат (присягу) аль-Багдади экстремисты успешно наступают в восточном направлении, отвоевывая у "либерального" правительства, заседающего в Тобруке, нефтяные месторождения и терминалы в районе Марса-аль-Бреги, Рас-Лануфа и Адждабии. От последней 170 км до Бенгази - откуда в феврале 2011 года началась "арабская весна" в Ливии. Учитывая немалое количество исламистов в Киренаике и популярности там радикальных исламских идей (в 2011 году именно в Киренаике было создано радикальное исламистское образование - "эмират Дерна"), а также опалу местных салафитских лидеров братьев Салаби, у сиртских мятежников есть шансы пополнить свои ряды и, используя местную молодую поросль, чуждую межклановым войнам в силу восприятия идеологии ИГ, взорвать ситуацию изнутри и взять под контроль Киренаику со столицей в Бенгази. А там недалеко и Тобрук. Но он уже особой ресурсной значимости не пердставляет, разве что кроме того, что контролирует участок египетской границы. А главная задача ИГ в Ливии сейчас - накопление ресурсов.
Куда пойдут исламисты Сиртского бассейна после занятия Киренаики - сказать пока с уверенностью сложно, но как минимум, это два направления. Первое - Мисурата и Триполи, в котором заседает непризнанное мировым сообществом правительство мисуратских исламистов (с ними мятежникам договориться вряд ли удастся в силу особой роли мисуратских кланов в свержении Каддафи и резни племени Каддафа), и далее - Тунис, где сформировался радикальный очаг в провинциях Сиди-Бузид и Кассрин, а там объединение с алжирскими исламистами. Второе направление - Египет. В обоих направлениях ситуация, учитывая особенности ИГ, будет развиваться по сценарию, схожему на Ближнем Востоке. Собственно ИГ будет представлено небольшими мобильными группами, а основную массу мятежников будут составлять местные недовольные радикалы. Социальной базы хватает и в Египте, где "Братьев-мусульман" фактически обезглавили и лишили организационной структуры, и на западе Ливии (где многие недовольны коррупцией новой власти и разборками между мисуратскими, зинтанскими и прочими), и в Тунисе (где исламисты не очень популярны и малочисленны, но фанатичны и воинственны).
Недавнее обращение Аиши Каддафи из Эритреи к "воинам зеленого Сопротивления", в котором она осуждает их за союз с исламистами (очевидно, как раз имеется ввиду сиртская ячейка ИГ) и обещает возглавить борьбу за возрождение Джамахирии, по крайней мере пока что нельзя рассматривать всерьез. Вряд ли она может быть использована самими исламистами в своих целях - не очень вяжется ее модный образ с установками Халифата. Может ли она быть использована Западом в целях создания некоего второго светского фронта наряду с тобрукским правительством или в целях втягивания российского руководства в ливийский конфликт - тоже утверждать нельзя.
Итогом расширения ливийской ячейки ИГ станет создание пиратского государства в подбрюшье Европы и непосредственно рядом с Египтом. Это будет фактически "империя Барбароссы" 2.0, только с центром в Ливии, а не в Алжире. К слову, в те времена и Киренаика, и регион Сиртского бассейна также кишели мусульманскими пиратами, как и Алжир. А с учетом нефтяной составляющей региона эти "барбароссы" будут в разы мощнее тех, наводивших ужас на Средиземноморье и юг Европы.