События в штате Сабах (Малайзия)

Apr 25, 2013 12:38

Принято считать, что Юго-Восточная Азия, а точнее, населяющие ее мусульманские народы, находится на периферии исламского мира. По крайней мере, в России. Возможно, это связано с тем, что в России все же больше специалистов по Ближнему и Среднему Востоку, чем по ЮВА. Поэтому и конфликты в ЮВа с участием мусульманских сепаратистов освещаются блекло, по сравнению с ситуацией на Ближнем и Среднем Востоке. Хотя, например, за все время вооруженного конфликта на Филиппинах (в основном на южном острове Минданао), начиная с 1969 года, погибло более 160 тысяч человек, в том числе в ходе операции "Несокрушимая свобода", проводимой совместно Филиппинами и США с 2001 года, около 1500 убитых только боевых потерть. За время эскалации конфликта на юге Таиланда (провинции Яла, Паттани и Наративат) с 2004 года погибло около 3700 человек. В ходе вооруженного конфликта с сепаратистами, воевавшими за отделение от Индонезии штата Ачех, в 1976-2005 гг., погибло порядка 15 000 человек. Правда, последний конфликт носил не религиозный, не конфессиональный, а межэтнический характер. В последнее время происходит эскалация на северо-западе мьянмарского штата Ракхайн, из-за столкновений коренного населения - бирманцев-араканцев с беженцами из Бангладеш рохинджья. В прошлом году в результате столкновений, согласно официальным данным, погибло от 170 до 200 человек, в марте нынешнего года - 20 человек.

И вот новые события - на этот раз на севере малайзийского штата Сабах. 9 февраля 2013 года группа вооруженных боевиков численностью от 200 до 300 человек, называющая себя "силами безопасности султаната Сулу", высадилась на лодках на севере штата Сабах, в провинции Лахад Дату, и захватила деревню Тандуо.

Что же представляет из себя султанат Сулу? Это государство, существовавшее в XV-XIX вв., а в виде автономии до 1917 года. Включало в себя острова Сулу на юго-западе Филиппин и нынешний штат Сабах - северную часть Борнео (была подарена в 1560 году султаном Брунея за помощь в подавлении восстания или мятежа). Было одним из многочисленных государств малайско-индонезийско-филиппинских народностей, родственных между собой, простиравшихся от Ачеха и Мелакки до Филиппин и Сулавеси (а еще раньше до южной и центральной частей нынешнего Вьетнама, где существовало государство Чампа)..

В 1878 году султанат был подчинен испанской администрацией Филиппин, султану были оставлена лишь внутренняя автономия. Тогда же султан Сулу отдал Сабах в аренду британцам из British North Borneo Company, причем его потомки продолжают получать от Малайзии (как сменившей британцев в Сабахе) плату за нее в сумме 1700 долларов в год.

В 1917 году автономия Сулу была ликвидирована уже американской администрацией Филиппин.

Во второй половине ХХ века боевики народности сулу (самоназвание таусуг) участвовали в вооруженных мятежах на стороне Фронта освобождения Моро (моро - группа народностей на юге Филиппин, куда входит и сулу) - НФОМ, или MNLF. Однако вес сулу внутри коалиции моро был невелик, и требования султаната о предоставлении широкой автономии или независимости не были включены в программу переговоров НФОМ с руководством Филиппин. Попросту, сулу, видимо, были сброшены руководством мятежников как лишний балласт, как уступка Маниле. Но, кроме Филиппин, Сулу имеет претензии и к Малайзии - касательно возвращения штата Сабах, отданного в аренду британцам. Из 3 млн сулу 800 тысяч проживают в Сабахе. В 1963 году Великобритания отдала Борнео (штаты Саравак и Сабах) Малайзии, оставив нерешенным вопрос с арендой Сабаха у Сулу. На первых порах эту позицию сулу поддерживали Филиппины, которые до 1976 года считали Сабах своей территорией, но в итоге все же признали над ней юрисдикцию Малайзии. Сабах, наряду с Сараваком, является нефтеносным штатом. Малайзийская нефть низкосерниста, и считается одной из самых качественных в мире. Также нефть в Малайзии добывается и у восточного побережья Малаккского полуострова. Нефтяная промышленность является одним из факторов стремительного развития малайзийской экономики в последнее время. Запасы природного газа Малайзии оценены в 81,7 трлн. кубических футов, добыча достигает 1,36 трлн.кубических футов в год. При этом основные залежи его также расположены в Сабахе и Сараваке. разведка и добыча в основном ведется как зарубежными корпорациями (Exxon, Shell, Conoco Phillips, Total, Murphy Oil, Mitsubishi), так и национальным оператором - Petronas Carigali Overseas. Ресурсное богатство Борнео уже вызывало выступления в Сараваке, с требованием широкой автономии, но без попыток внешнего вмешательства.

В марте 2010 года султан Сулу Джамалул Кирам III провозгласил независимость, которая не была признана, естественно, Манилой, также как и руководством Фронта моро.

Так вот, 9 февраля отряд боевиков Сулу высадился и захватил деревню Тандуо округа Лахад Дату штата Сабах. Боевики были вооружены автоматическими винтовками M16, G1 и FAL, пулеметами и гранатометами. Возглавлял их брат султана Агбилуддин Кирам. В течение полутора месяцев, из-за сложностей горно-лесистой местности, малайзиские войска и полиция, с применением авиации, уничтожили лагерь боевиков и отдельные их группы, рассредоточенные в лесах, откуда они намеревались поднять восстание и захватить столицу Сабаха - город Кота-Кинабалу. Столкновения происходили в окрестностях поселка Кампунг округа Лахад Дату, городков - окружных центров Кунак и Семпорна , при попытках боевиков вторгнуться в эти населенные пункты, а также в ходе зачисток местности. После первых потерь боевики перешли к диверсионной деятельности, совершив несколько нападений на полицейские участки и военные отряды, после чего премьер Малайзии Наджиб Тул Разак объявил о военной операции по уничтожению лагеря боевиков. Были применены авиация и минометы, после чего воинские части вошли в лагерь и пленили большое количество мятежников. 11 марта была освобождена деревня Тандуо.  В общей сложности в боях погибло 8 малайзиских солдат и один полицейский, со стороны боевиков - 53 человека. Около 80 боевиков было взято в плен. По данным официальных малайзийских источников, главарь мятежников Агбилуддин Кирам бежал после поражений на архипелаг Сулу. В ситуацию в середине марта пытался вмешаться генсек ООН Пан Ги Мун, который призвал стороны прекратить насилие и сесть за стол переговоров. Но оперативные действия малайзицев и отсутствие поддержки боевиков у населения Сабаха, в т.ч. суланцев, не дали довести до этого абсурда. Более того, население организовало сбор подписей за сохранение Сабаха в составе Малайзии. Оно и понятно - уровень жизни в Малайзии выше, чем на Филиппинах.

Я узнал о событиях 4 марта, когда увидел в Фейсбуке группу за независимость Сулу и возвращение в его состав Сабаха. Группа была создана в пятницу, 1 марта 2013 года, и насчитывала 4 марта более 500 человек. Ну группа и группа, много таких в Фейсбуке. Однако нужно учесть, что т.н. "революции" арабской весны 2011 года начинались в пятницу, и послеющие события, в т.ч. столкновения в Египте в этом году, также начинались после пятничной молитвы. Эти выступления также сопровождались созданием тематических групп в Фейсбуке. Потом узнал и о событиях в Сабахе. Кстати, в группу входило немало филиппинцев с испанскими именами, т.е. видимо, не мусульмане. Часть филиппинцев-католиков, судя по отрывочным данным, поддерживает требования сулу. Возможно, это связано с желанием получить Сабах в составе автономного Сулу, возможно, с желанием хоть немного сместить конфликт с мусульманскими повстанцами на юге страны к соседям.

Что касается официальной позиции Филиппин, то она пока скорее негативная по отношению к действиям суланских боевиков. С одной стороны, сообщалось о визите нескольких министров к Джамалулу Кираму III и выражении ему поддержки, а также о немногочисленных выступлениях в поддержку сулу в Маниле. Но в целом руководство страны рассматривает высадку боевиков в Сабахе как преступную - 12 марта сам султан, а также члены его семьи: принцесса Джасель Кирам, Исмаил Кирам, Фатима Кирам, а также представитель султанского двора Абрахам Иджирани были вызваны на допрос. Спецслужбы намерены выяснить роль султанского двора в событиях в Сабахе и возможность предъявления им соответствующих обвинений. Кроме того, на допрос был вызван основатель и бывший глава НФОМ Нур Мисуари (в 2008 году был сменен Муслимимом Сема, однако сохраняет авторитет, в годы его руководства НФОМ вел наиболее успешную боевую деятельность). Хотя он опроверг свое частие в событиях, что укладывается в политику НФОМ в отношении Сулу. Кроме того, один из лидеров филиппинской "правозащитной общественности", пастор Альфредо Креспо, обвинил правительство Филиппин в бездействии по отношению к вызволению пленных суланцев-боевиков в Сабахе, как граждан страны. Он отметил, что обычно руководство Филиппин вмешивается в ситуации с притеснением филиппинских рабочих в других странах, однако в этот раз он удивлен бездействием официальной Манилы. Которая, видимо, не желает возвращения исламистского пушечного мяса в страну. Его там и так хватает. Так что руководство Филиппин понять можно. Хотя некоторые СМИ то ли от незнания ситуации, то ли еще почему-то, пытаются изобразить ее как филиппинско-малайзийский конфликт.

Как будет дальше развиваться ситуация - понять пока сложно. Зависит от того, кто инициатор, кто спонсор попытки мятежа. Если это только султанский двор Сулу и некие внутрифилиппинские силы, стремящиеся спровоцировать конфликт, это одно, если есть внешние игроки - другое. Малайзия в настоящее время одно из динамично развивающихся государств ЮВА, а ее армия - одна из сильнейших в регионе. Кроме того, Малайзия является после Вьетнама вторым крупнейшим импортером российского вооружения и военной техники. У страны развитые ВМС и ВВС, сухопутные силы. Чего не скажешь о двух ее соседях на востоке - Индонезии и Филиппинах (Бруней и Папуа не учитываем). Так что вторжение такой слабой группы было обречено на то, чтобы стать актом самоубийства. Причем даже на уровень камикадзе не потянуло, то есть именно пушечное мясо, ставшее жертвой чьих-то политических амбиций, не возымевшее, благодаря оперативности малайзийских войск и спецслужб, особого резонанса. Другое дело - если эта вылазка лишь часть более серьезного плана, а данная группа - лишь часть ресурсов, готовых к броску на Сабах и Малайзию. Буду отслеживать ситуацию, так как регион ЮВА мне интересен.

Есть еще такой момент - во время ливийских событий 2011 года и нынешних событий в Сирии несколько раз, при сообщениях о захвате иностранных боевиков, сообщалось в том числе о неких выходцах из азиатских стран (имелась ввиду именно Азия восточнее Пакистана и Бангладеш, так как представители этих стран упоминались отдельно). Это могут быть либо уйгуры из Китая, либо среднеазиаты, либо боевики из ЮВА, или все вместе взятые. Известны случаи участия филиппинских и малайских боевиков (с юга Таиланда) в чеченских войнах, в событиях на Балканах. Но то были единицы, удельный вес боевиков ЮВА в мировом радикально-исламистском интернационале невелик. Хотя в Афганистане в войне против советских войск их участвовало побольше. Вполне возможно, что вернувшиеся домой боевики пытаются найти новые сферы применения, и не только в борьбе за "чистый Ислам", а как наемники в интересах местечковых султанов, пиратов и т.п., которых в ЮВА немало. Не исключено, что и руководство Филиппин таким образом пытается избавиться от получивших новый боевой опыт на Ближнем Востоке боевиков.

Малайзия, ЮВА, Сабах

Previous post Next post
Up