О Вас!

Aug 11, 2009 11:50

А вот этот тип нельзя рассматривать как типичный радикал. Это скорее - вид мышления и особенности психики реагировать на весь окружающий мир. Люди с наличием такого радикала - великие изобретатели с высоким потенциалом творческого начала. Я уверена на все 100% что это качество присуще всем, но развивают его далеко не все, а зря. Мир шизоидов полом бездонности идей и творческих ресурсов. Но он не может быть основным в проявлении личности, а лишь окрашивает ее.
Поехали…



Общая характеристика

В основе этого радикалалежит специфическая особенность мышления. Какая? Давайте сначала разберемся,что же такое «мышление».

Обсудим на примере. Вкачестве подспорья возьмем какой-нибудь известный, хорошо нам знакомый предмет.Скажем, стол. Внимательно рассмотрим его и перечислим качества, которые намудалось в нем обнаружить… Позвольте, уважаемые читатели, автору вести речь оего собственном столе, поскольку за вашими столами ему сиживать, к сожалению,не приходилось. Вы же смело используйте собственную мебель.

Итак, у стола есть размер(в случае автора - чуть больше метра в длину, шестьдесят сантиметров в ширину иоколо семидесяти - в высоту), цвет (коричневый, а у вас?), качество материала,из которого он сделан (умолчим), вес (стол достаточно тяжелый, но все же егоможно приподнять в одиночку), количество опор-ножек (четыре - у кого меньше илибольше?) и т.д. У стола есть еще и характерная форма - горизонтальнорасположенная плоскость (столешница), удерживаемая на определенном (удобном длясидящего человека) уровне посредством вертикальных опор.

Теперь вопрос: какое изперечисленных качеств является самым главным, принципиально важным, делающимэтот предмет именно столом, а не роялем, телевизором и т.д.? Кто сказал«цвет»?! - Разумеется, форма. Именно форма, поскольку она и определяетпредназначение стола - служить предметом мебели, на котором удобно располагатьразличные принадлежности для приема пищи, орудия труда, приспособления для игри т.д. Изменится то, что мы с вами сейчас называем формой (допустим,плоскость-столешница расположится не строго горизонтально, а под углом в сорокпять градусов) - предмет перестанет быть столом. Но если изменится только цвет(коричневый перекрасим в черный) или материал (сделаем не из дерева, а изметалла) - стол останется столом. Надеюсь, это понятно.

Среди самых разнообразныхпо цвету, размеру, весу, деталям формы и т.д. предметов мы легко находим столы.Да, конечно, столы бывают обеденные, письменные, журнальные. Но всех ихобъединяет этот главный родовой признак: горизонтальная столешница навертикальных опорах. Специфическая форма стола настолько врезается нам всознание, что оказавшись (вообразим на минуту!) на инопланетном космическомкорабле или производя археологические раскопки древнего города и натыкаясь на знакомуюнам горизонтальную поверхность, мы уверенно определяем: это стол, а что же еще?

Не отдавая себе в этомотчета, мы, уважаемые читатели, только что проделали основные операциипознавательного психического процесса, именуемого мышлением.

Бросив взгляд наокружающие нас предметы и остановив его на столе, мы осуществили так называемый«первичный синтез». В нашем сознании перестало существовать все, кроме стола.Разложив конкретный (автор - свой, вы - свой) стол на отдельныеэлементы-качества (форму, размер, цвет) и оценив каждое из них с точки зрениязначимости, мы провели анализ; собрав все опять в единое целое, но уже виерархической последовательности качеств: сначала - самое главное, затем - всеостальное, освоили вторичный синтез или просто «синтез».

Поняв, что такое «стол» иразделив все мыслимые столы на группы: обеденные, офисные, верстаки и т.д. (взависимости теперь уже от второстепенных, а не принципиально важных качеств,которыми наделены все эти предметы без исключения), мы осуществили классификацию,а осознав роль и место стола среди других предметов, поднялись досистематизации.

Таким образом, мышление -это познание предметов и явлений окружающего мира через их главные,принципиально важные качества, свойства. Результатом такого познания становитсяпонятие об этом предмете (явлении), которым человек оперирует в своихрассуждениях и действиях. Ну, вот, пожалуй, и хватит теории.

Проведем эксперимент.Вашему вниманию, дорогие читатели, предлагаются пять предметов, из которых вампредстоит, основываясь на их главных, с вашей точки зрения, свойствах,исключить один - лишний в этом смысловом ряду.

Будьте предельновнимательны. Начали: «гнездо», «нора», «муравейник», «курятник», «берлога».Автор замер в ожидании ответа. Назовите лишнее.

Гнездо? Пожалуйста,аргументируйте вашу позицию. Вы говорите, что гнездо, в отличие от всегопрочего, расположено высоко, на дереве, и в нем живут птицы? Прекрасно. А какже куры, они-то живут в курятнике? Курица - не птица? Хорошо. Принимается. Ктоследующий?

Нора? Почему? Глубоко вземле? Ее нужно рыть, прилагая усилия, в то время как берлога - просто удобнаядля лежбища яма, которую находит медведь? Логично. У кого другое мнение?

Муравейник? В нем живутнасекомые, а это - особый мир? Мир почти внеземных существ? Тем более -муравьи, которых некоторые исследователи вообще считают обладателями формыразума, альтернативной человеческому? Да, уж. Серьезная заявка на победу внашей маленькой викторине. И, тем не менее, какой же ответ - правильный?

Курятник. Конечно,курятник. Безусловно, курятник. Ведь это - сельскохозяйственная постройка. Еесооружают люди, а не куры. Курятник следовало бы расположить в одном ряду не сгнездом и норой, а с коровником, овчарней, конюшней…

В чем же ошиблись те извас, кто дал другие ответы? И ошиблись ли они?

Да, с точки зренияортодоксального мышления - ошиблись. С точки зрения шизоидного мышления - нет.

Шизоиды отличаются от всехостальных (нешизоидов, людей с ортодоксальным мышлением) тем, что понятия опредметах (явлениях) окружающего мира у них формируются на основе не толькоглавных, но и второ-, третье- и десятистепенных по значимости качеств. Шизоидылегко создают понятия даже на основе вымышленных, предполагаемых свойств,подчас игнорируя при этом очевидные, реальные.

И главные, ималозначительные, и реальные, и иллюзорные качества предметов (явлений) могут содинаковой вероятностью занять в сознании шизоида место основного,принципиально важного, без которого этот предмет (явление) существовать неможет.

У шизоида для каждогопредмета припасено несколько равновеликих по значению понятий. Не верите?Автору, представьте, удалось это доказать экспериментально.

Как-то раз, за чашечкойкофе, автор стал объяснять происхождение шизоидности своим приятелям, один изкоторых обладал выраженным шизоидным радикалом, второй был человеком, мыслящимгораздо более ортодоксально.

Чтобы пояснить им сущностьмышления, автор взял в руки кофейную чашку и затянул привычную «песню»: «У этойкофейной чашки есть целый ряд свойств: размер, цвет, вес, качество материала(увы, в подобных объяснениях не избежать повторов), форма - чашка представляетсобой емкость для жидкости… Какое из перечисленных свойств является основным,принципиально важным для этого предмета?»

Два ответа прозвучалимолниеносно и одновременно, как выстрелы на дуэли.

«Форма, емкость», - сказалортодокс. Шизоид ответил… Внимание! «Смотря… для чего… использовать».

Каково?! «Смотря для чегоиспользовать». Для чего же еще, возникает закономерный вопрос, можноиспользовать кофейную чашку, как не для того, чтобы пить из нее кофе?

Все люди, дорогие друзья,делятся - в зависимости от того, какой ответ они дают на подобный простойвопрос - на две неравные части: на шизоидов и на всех остальных.

Несмотря на несколькошутливый тон, выбранный автором, и на не вполне серьезные обстоятельства, вкоторых проходил этот эксперимент, надеюсь, вы уловили нечто принципиальноважное. А именно: на что бы ни смотрел шизоид, о чем бы он ни размышлял, в егосознании складывается не один образ, не одно понятие воспринимаемого предмета(явления), а несколько (целый спектр!) - равновеликих по значению,равновероятных по возникновению и по дальнейшему использованию в поведении.

Зададимся вопросом:можно ли полноценно адаптироваться к социальной среде, где преобладаютортодоксы, с таким мышлением? Нет. Так житьнельзя. Но мы не должны забывать, что реальный характер состоит не из однойшизоидности. В него включены и другие радикалы, за счет которых, в данномслучае, и происходит постепенная интеграция человека в социум. В результатеформируется особая шизоидная структура личности.

На некое своеобразное«ядро», представленное шизоидным радикалом, как бы наслаивается - в муках! -социально-ориентированная «оболочка», состоящая из усвоенных стереотиповортодоксального поведения - часто формально и с некоторым искажениеморигиналов. Чем больше «ядро», т.е. чем более выражена в реальном характерешизоидная тенденция, тем тоньше и ненадежнее «оболочка».

При этом «ядро» и«оболочка» существуют как бы в параллельных мирах: одно - в противоречивом,своеобразном, глубоко оригинальном, нестандартном внутреннем мире, другая -среди людей. Испытывая взаимное влияние, эти структуры, однако, не смешиваются,и личность словно раздваивается, расщепляется. В одном человеке, как вкоммунальной квартире, живут несколько индивидуальностей, что и объясняетназвание виновного в этом радикала (корень «шизо-» происходит от греческого«схизис», что означает «раскол», «расщепление»).

Мы пока не сказали о том,какова роль шизоидного радикала в обществе, в чем его социальное преимущество…Скажем. Непременно. Но вначале познакомимся с его доступными наблюдениюпризнаками.

Внешний вид

Обладатели шизоидногорадикала чаще всего отличаются астеническим телосложением (неразвитаямускулатура, узкая, вытянутая грудная клетка, длинная шея, длинные ноги, руки,пальцы), а также высоким ростом (вне зависимости от физической конституции вцелом). Напомню, что, говоря о характерном телосложении, мы всегда должны иметьв виду, что радикал может существовать и при любом другом телосложении. Инымисловами, астеник - как правило, шизоид. Шизоид - не всегда астеник.

Среди специфических дляшизоида признаков оформления внешности назовем, прежде всего,отчетливую эклектичность - дисгармоничное, парадоксальное смешениестилеобразующих деталей. Причем эта особенность проявляется как в его одежде,которая часто представляет собой некую «сборную солянку» из предметов,принадлежащих разным стилям, так и в его отношении к конкретной социальнойситуации, к требованиям социального окружения. Если на официальный приемчеловек приходит в потертом свитере и разноцветных брюках или он в пиджаке ипри галстуке, и при этом на нем джинсы и кроссовки, значит, в его характереприсутствует шизоидный радикал. В выраженных случаях внешняя дисгармоничностьшизоидов настолько велика, что заставляет неискушенного наблюдателя думать обих интеллектуальной неполноценности.

Что толкает шизоида наподобные эксперименты с собственной внешностью? Наука, по крайней мере в лицеавтора, не может ответить на этот вопрос. Возможно, собираясь на церемониювручения Нобелевской премии и надевая при этом фланелевую панамку и меховыеполярные унты, он (в своей формальной, негибкой манере) всего лишь следуетрекомендации держать голову в холоде, а ноги - в тепле? Очевидно только, чтознаменитый «человек рассеянный», который «вместо шапки на ходу… наделсковороду, вместо валенок - перчатки натянул себе на пятки» был на самом делешизоидом.

Шизоидам свойственнанеаккуратность, неряшливость. Оторванные пуговицы, прорехи на брюках,испачканные манжеты, вытертые до блеска локти, дырявое белье и т.п. - их удел.Опять же, трудно сказать, что мешает им привести себя в порядок. Шизоиды с трагическойобреченностью будут провожать взглядом очередную оторвавшуюся и катящуюся поземле пуговицу, но не поднимут ее и уж тем более - не пришьют на место. Они,всякий раз осматривая застарелое пятно на рубашке, глубоко вздохнут, но неудосужатся его как следует застирать. Интересно, что шизоиду скорее придет вголову своеобразная мысль замаскировать или компенсировать имеющийся недостатоктем или иным экзотическим способом (например, вместо пуговицы использоватьканцелярскую скрепку), чем навести порядок ортодоксальным путем.

Рука об руку снеаккуратностью идет нечистоплотность. Шизоиды редко стирают свою одежду, плохоухаживают за волосами, кожей, ногтями. Свалявшаяся шевелюра, несвежая кожа,обгрызенные, с облупившимся маникюром (или с неэстетичной «траурной каймой»)ногти, а также своеобразное амбре, исходящее от тела и белья, с головой выдаютшизоида.

Есть у шизоидов и любимыесредства оформления внешности. Это - капюшон (или его подобие),длиннополая, с длинными рукавами и большим воротником верхняя одежда, рюкзак заспиной или большая сумка, висящая на плече, темные очки. Представьте себечеловека, надевшего на себя все вышеперечисленное (к тому же с плеером на ушахи уткнувшегося в книжку, которую он не перестает читать на ходу), и вы получитенезабываемый образ типичного шизоида. Признаками шизоидности являются такжедлинные волосы (подобие капюшона) и, у мужчин, борода. Вся эта атрибутиканеслучайна. Она отражает глубинную асоциальность шизоидов, противопоставляющихсебя миру ортодоксальных людей. Шизоид посредством капюшона, очков, наушников ит.д. формирует вокруг себя некий футляр, через который очень трудноосуществлять информационный обмен с окружающими.

Шизоиды наделеныудивительным даром - нет, не оформления - преображенияпространства! Они моментально замусоривают все предоставленные им жилые ирабочие площади. Порядок, любовно наведенный эпилептоидом, мгновеннопревратится в хаос благодаря шизоиду. Он будет оставлять одежду там, где снял,посуду - там, где поел, книги - там, где насладился их чтением. Хаос воцаритсяна обувных, платяных и книжных полках, в столах, в шкафах, в холодильнике -словом, везде, где это мыслимо и немыслимо. Убирать за собой шизоидотказывается наотрез, приучить его к этому невозможно.

Мимика шизоидов - этооркестр, в котором каждый музыкант исполняет свою собственную мелодию. На ихлицах зачастую возникают странные гримасы, никак не связанные с характеромпроисходящего, с актуальной ситуацией - шизоиды «витают» в мире представлений,в которых отражение реальности искажено и подчас едва уловимо. Кроме того,шизоиды не заботятся об эстетике и сдерживающем самоконтроле внешних проявленийчувств - их тягостные, противоречивые раздумья, сомнения, вычурные переживаниястановятся достоянием окружающих. Жестикуляция обладателя шизоидного радикалатакже весьма своеобразна. Ее трудно с чем-либо спутать. Движения шизоидов угловатые,резкие, неловкие, плохо координированные.

Пусти шизоида в дом, и оннаверняка что-нибудь разобьет, уронит, обо что-то споткнется, зальет чаембелоснежную скатерть, опрокинет тарелку…

Шизоиды отличаются такжеустойчивой невосприимчивостью к культуре поведения. Человек, кашляющий иличихающий вам в лицо, не прикрывая рта, - шизоид.

Их позы неудобны,нефункциональны. Высокорослый шизоид, сидя, может казаться карликом. Его ноги,руки, туловище складываются так, что впору задаться вопросом: а могут ли вообщебыть у человека такие суставы? Кажется, что поза удерживается не благодаря, авопреки естественной структуре опорно-двигательного аппарата.

Особенности поведения

Полагаю, уважаемыечитатели, вас не оставляет впечатление, что наличие в характере шизоидногорадикала - не награда, а обуза для человека. Асоциальность, сложность усвоенияи реализации даже относительно простых стереотипов поведения (грубо говоря,бестолковость), непредсказуемость поступков (никогда нельзя быть уверенным, какповедет себя шизоид, какое качество ситуации он определит как главное) - всеэто, без сомнения, затрудняет адаптацию. Что взамен?

Творчество! Шизоид -истинно творческая натура. Он не заставляет себя творить, он просто видит всеиначе, чем ортодокс. Каждую привычную вещь, банальное явление, хорошо всемизвестное, набившее оскомину, шизоид воспринимает как нечто новое. Почему? Дапотому, что в основу понятия предмета (явления) он помещает не главное, как всеостальные, а второстепенное качество, никем другим не принимаемое всерьез.

Шизоиды рождаютновизну, под их интеллектуальным влиянием меняется мир, развивается иобогащается представление о природе вещей. Не будь шизоидов - люди стали бы рабами банальности, до сихпор жили бы натуральным хозяйством (да, что там - подножным кормом!),пользовались примитивными житейскими стереотипами, не укротили бы огня, неизобрели бы колеса…

Однако шизоидность - несиноним высокого интеллекта. Интеллект - интегральная характеристикапознавательных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия и др.), и уконкретного человека он может быть каким угодно: высоким, средним, низким…Уровнем интеллекта будет определяться уровень «прозрений» шизоида. А от этого будетзависеть отношение к нему социума. Кого-то будут считать «деревенскимдурачком», «чудаком», а кого-то - философом.

Посильные задачи

За какую бы задачу нивзялся шизоид, он непременно в процессе решения отклонится от намеченной цели.

Следует попутно сказать,что человеческая деятельность подразделяется на шаблонно-регламентированную итворческую. Шаблонно-регламентированная деятельность имеет заранее поставленнуючеткую цель и определенный алгоритм (технологию) ее достижения. Например,хирургическая операция или процесс грунтования холста под будущую картину.Творческой следует называть деятельность, представление о результате которой испособе (технологии) его достижения меняется (формируется) в процессе самойдеятельности: «шила милому кисет, вышла рукавица»[1].

Для обладателядоминирующего шизоидного радикала всякая деятельность (в том числе рутинная,бытовая, в процессе которой обычно пользуются устоявшимися ортодоксальнымистереотипами) становится творческой. На любом ее этапе любая мелочь можетпослужить причиной для отступления от магистральной технологической линии (такназываемое «соскальзывание»). Воспрепятствовать этому невозможно, дажепосредством жесткого контроля. Это можно только предвидеть.

Там, где новый,оригинальный взгляд на вещи необходим (наука, искусство, бизнес) - без участияшизоида в креативной группе не обойтись. Там же, где работу следует выполнятьстрого по шаблону, шизоид страшнее врага. Врага можно вычислить и перетянуть насвою сторону, шизоида - ни за что. Поручите ему вытачивать гайки на токарномстанке - он с энтузиазмом изготовит тридцать оригинальных вещиц, причемнекоторые из них будут напоминать гайки, но ни одна не будет сделана постандартному образцу. Это касается и предметов, и идей. Лучше всего шизоидычувствуют себя в виртуальном пространстве, ими самими созданном. Поэтому онинаходят свою комфортную профессиональную нишу в программировании,конструировании, писательстве, изобразительном искусстве и т.п. Конечно, далеконе все плоды их труда становятся близкими и понятными окружающим. Однако, мир,как говорится, не без шизоидов. Обладатели этого радикала тянутся друг к другу,становясь если не едино-, то одинаково нестандартно-мышленниками.

Особенности построениякоммуникации

С шизоидами общатьсясложно. Поэтому рекомендуется, во-первых, устанавливать с нимиформально-доброжелательные отношения, держась на дистанции и не пытаясь безнужды проникнуть в темные глубины их своеобразной души. Во-вторых, не падатьдухом, не видя результатов от попыток научить их уму-разуму. Результатыпоявятся, но позже (когда? - трудно предугадать: может, завтра, а может - черездвадцать лет совместной жизни). В-третьих, если вы не выполнили первой рекомендациии сблизились-таки с шизоидом душевно - не бросайте его, несите в полной мереответственность за того, кого «приручили».

Обидеть шизоида - всеравно, что малого ребенка. При этом будьте готовы к тому, что он может к вамохладеть, так же неожиданно и беспричинно, как привязался.

Мы уже упоминали, что дляшизоида воспитательное воздействие, дружеский совет близкого человека может неиметь значения, в то время как замечание случайного знакомого может оказатьсявдруг принципиально важным. Правы те, кто этим рационально пользуется. Хотитеповлиять на шизоида - вложите ваши слова в уста психолога, священника, врача,друга семьи, соседа и т.п.
Previous post Next post
Up