Встреча с Татьяной Кузнецовой

Sep 18, 2013 12:57

Оригинал взят у nelly_529 в Встреча с Татьяной Кузнецовой
16 сентября в театральном музее им. А.А. Бахрушина проходила встреча с балетным обозревателем "Коммерсанта" Татьяной Кузнецовой, которая представила свою книгу "Мариинский балет: взгляд из Москвы". У присутствующих была возможность приобрести книгу и получить подпись автора. Книга составлена на основе публикаций автора в газете "Коммерсант" с 1997 по 2012 год, а также содержит беседу с В. Гаевским, датируемую 1996 г.
Кстати, сам Вадим Моисеевич Гаевский присутствовал на встрече, сказал много хороших слов о Татьяне Кузнецовой, принимал участие в обсуждении видеозаписей. В скором времени в газете "Экран и сцена" должна выйти его рецензия на книгу. Однако все зрители и так поняли, что отношение к работе автора более чем доброжелательное. Кроме того, гостем вечера был и Михаил Григорьевич Мессерер, также неоднократно выступавший перед публикой. Встреча длилась 3 часа.

Программу вечера можно посмотреть здесь - http://theor.jinr.ru/~smond/forum/Bakhrushin/Kuznetsova_Mariinka-1.pdf
Как видно из программы основное внимание уделено просмотру записей с артистами Мариинского театра. Т. Кузнецова делилась отдельными воспоминаниями, комментировала эти записи.  Ценность встречи, на мой взгляд, и заключалась, прежде всего, в возможности увидеть эти записи: некоторые из них были официально сделаны телевидением, другие попали в руки организаторов встречи благодаря самим артистам (например, Вишнёвой), третьи были сделаны "подпольно" зрителями.










Позвольте и мне поделиться отдельными мыслями по поводу увиденного видеоматериала...
Различные видео-фрагменты с Дианой Вишнёвой позволяют увидеть взросление балерины, а также потрясающие способности перевоплощения. В "Дон Кихоте" это ещё совсем юное создание, довольно озорное, но всё-таки неопытное; в Гран па из "Пахиты" мы видим молодую, но уже окрепшую в классике балерину, которая воплощает улыбку и, главное, РАДОСТЬ жизни; в "Кармен" перед нами уже женщина, познавшая любовь, страсть, прекрасно владеющая техникой, своим телом, обладающая отточенностью и энергией, не желающая подчиняться, но желающая обольщать. В какие-то моменты понимаешь, что она перебивает энергию партнёра, на сцене - настоящая Кармен, "свободной рождена, свободной и умру". А вот "Юноша и смерть" вызвали противоречивые чувства. Сначала - УХ! Это была мощь у обоих (Вишнёва-Рузиматов), но потом я поняла, что это не Юноша и не смерть. Он слишком самовлюблён, чтобы полезть в петлю и страдать из-за женщины, а она слишком его любит и хочет, чтобы отказать ему. Они танцевали какой-то свой балет, балет интересный, страстный, но не "Юношу и смерть"...

Фрагменты с Ульяной Лопаткиной пробудили сильное желание увидеть её на сцене. Всякий раз, когда я вижу запись с Улей, завидую петербуржцам... Какие же вы счастливые!!! Как-то на youtube уже видела малюсенький кусочек из "Баядерки" и мне очень понравилось. Увиденный другой фрагмент укрепил эту симпатию к ЕЁ Никии. Замкнутость Ульяны,её умное лицо способствует созданию тонкого образа восточной отрешённости, особого предназначения баядерки... Хочу увидеть весь спектакль! В Гран па она была божественна. Её руки словно поют, при этом они поют тонко, мягко, лирично. На сцене была сама КРАСОТА, которая по воле высших сил явилась на нашу грешную землю, чтобы мы ЕЁ - эту красоту - просто увидели и задумались о прекрасном. Этот фрагмент сильно ударил по желанию пойти на "Пахиту" в Большой (гастроли французов). С неожиданной стороны раскрылась Ульяна в 2-минутном фрагменте из балета "Звуки пустых страниц" (хореография Ноймайера). Фрагмент навёл меня на мысль, что Ульяна не только безупречная классическая балерина, но могла бы быть интересной и в современной хореографии, особенно в работах такого мастера, как Джон Ноймайер. Этого маленького кусочка было очень мало, и захотелось посмотреть весь балет.
Обе любимые балерины танцевали вместе и в "Симфонии до мажор", которая произвела благоприятное впечатление на всех зрителей, раскрыв прекрасные возможности труппы танцевать Баланчина.

Интересной была подборка балетов П.И. Чайковского "Спящая красавица" и "Щелкунчик". С "красавицей" был очень интересный момент: записи было две, одна времён премьеры-реконструкции С. Вихарева, другая - примерно 2010 г., когда постановка претерпела существенные изменения (сокращение количества вальсирующих и.т.д.). Контраст был сильный: сказочность, массовость первой записи и лаконичность, немноголюдность второй. По правде говоря, я видела спектакль на сцене Мариинки уже "переработанный" и даже не подозревала, что несколько лет назад он был более массовым и ещё более сказочным и красочным. А вот шемякинский "Щелкунчик" мне не понравился...

Была подборка и западной хореографии, где были представлены Ноймайер, о чём я уже написала, и Форсайт. Из работ последнего нам показали "Стептекст", "Головокружительное упоение точностью" и "In the middle". Отношение к этому хореографу у меня всегда зависит от исполнителей. Работу Форсайта "Rearray" я видела в исполнении любимых Гиллем и Лё Риша, и это было здорово. На тюбике есть маленький фрагмент "In the middle" с Гиллем и Илером (тоже, кстати, любимым), и это просто шикарно. Это история, это страсть, это столкновение, это диалог, это вопрос-ответ... Это просто класс! Но вот когда я вижу Форсайта в исполнении наших артистов..... тоска меня разбирает, тоска... Я не вижу идеи, у меня не возникает полёта фантазии. Исполнение неинтересное, и хореография теряется... То же самое произошло и в этот раз... Дабы никого из артистов не обидеть, сильно ругаться не буду, но у них нет внутреннего наполнения этой хореографии... Единственное исключение - Наталья Сологуб (Кузнецова сказала, что она сейчас на западе и танцует). Вот эта балерина была интересной, и ей было интересно в этой хореографии, в этом материале. А это видно, зритель сразу и чувствует, что артист заинтересован и наполняет чем-то своим бессюжетность хореографии... Из мужчин выделила бы Михаила Лобухина в "In the middle". И всё... Кстати, "Стептекст" с Сологуб был на музыку Баха, который, как оказывается, писал много хороших произведений для современных и уже не очень современных хореографов)))

Вот такие мысли по поводу встречи, просмотренных фрагментов у меня возникли. С радостью делюсь ими и с вами)))

Лопаткина Ульяна, Кузнецова Татьяна, книги о балете, Мариинский театр

Previous post Next post
Up