Оригинал взят у
gala_the в
Palais Garnier Paris. 2013.12. Балет "Парк". муз. В.А.Моцарта, хор. А. Прельжокажа Кто должен танцевать "Парк". Как нужно танцевать "Парк". Могут ли кто-нибудь кроме французов танцевать "Парк". Я поставлю вопрос по- другому: "Что надо перечувствовать артисту, чтобы иметь смелость попробовать станцевать "Парк"? Совсем недавно я посмотрела великолепный балет, в котором все- солисты, но в котором есть Двое и их любовь.
Любовь-страсть? Любовь-грусть. Любовь-болезнь, любовь-нежность, любовь-прощание.
Великолепный век Луи XIV- распущенный и жестокий, где кукловоды-садовники распоряжаются судьбами цветов, деревьев, людей, с одинаковым рационализмом пересаживая их, холя и лелея, или безжалостно избавляясь от каждого неугодного ростка; захватив однажды чью-то душу - не отпускают уже ее до самого конца.
Они были очень молоды- двор Луи XIV.
Они могли беззаботно веселиться и флиртовать, менять партнеров и любовников, играя в прятки, небрежно отталкивая или беззастенчиво предлагая себя, пока это позволяется, пока это не касалось чувств. Полюбить? Это уже не игра. Это уже жизнь, запретная и опасная в Парке, где нельзя ничего скрыть, где каждое живое чувство на виду. И вездесущие садовники тут как тут, подхватят, выворачивая твою душу, подталкивая и разоблачая ее, сопровождая по всем кругам, отпущенным ей.
Действие балета- антураж, идеально выстроенная картинка с великолепными костюмами, безупречными движениями и декорациями, подчеркивающими происходящее.
Первый взгляд, поворот головы, нечаянный поцелуй, отдернутая нога и убегающее тело. Это еще не дуэт- это попытка Мужчины распознать в мелькающей череде возможностей свою Женщину. Осталась самая малость- родить в ней любовь, разбудить в ней желание, ведь страсть в нем уже живет, уже бьет через край!
Она ждет, равнодушная, не подыгрывая, но и не отпуская его от себя; и опять - не дуэт, снова- танец двоих. Он- о страсти, которую невозможно сдержать, которая раз за разом сметает собой ее заторможенное тело. Она- о любопытстве, Она- о страхе, который так силен, что уже бесполезно упрекать Его, колотясь головой о его грудь.
Чем дальше, тем больше хмурится небо, тем схематичнее костюмы, тем механичнее движения. Фарс насквозь лживого существования, с кокетливыми обмороками, безликими кавалерами, тянущими по полу своих дам, и забрасывающими нераспознанных их на свои плечи, продолжается. По другому нельзя- садовники приглядывают зорко. Сколько это может тянуться? День, год, вечность? Невероятно, невероятно…
В этой жизни у любви нет шансов, есть лишь одна попытка, и есть предчувствие двоих. Последний дуэт Его и Ее - такой камерный, такой грустный и нежный.
Если это страсть, то выстраданная и запрятанная так глубоко внутри них, что переросла в болезнь.
Она решилась, она преподносит себя ему, застывшему, с удивлением вслушивающемуся в самого себя. Болит? Его глаза струятся навстречу к ней, губы сжаты, он еще может заставить себя не сойти с места…
«Ты сам знаешь, что это должно произойти». Он не верит своим глазам, он устал ждать, он следует за ней, повторяя и, смирившись, подхватывая ее переполненное любовью тело, и он снова стремится к ней, обволакивая ее собой, он… отпускает ее, он, пошатываясь, пятится от нее.
Она? Она все время тянется к нему, потому, что любовь-болезнь везде в ней. Она снова и снова тянется к нему, а он ждет, не отталкивая и не помогая, пока страсть, притаившаяся в них, и уже снова живущая на его нервном лице, вольется в ее глаза, подтолкнет ее и… поцелуй, нежный прощальный поцелуй закружит их бесконечно долго, вознося над миром…
Их время закончилось, время их любви на исходе. «За что?»-она в последний раз вжалась в него, в отчаянии обхватив его шею, пытаясь удержаться на подкосившихся ногах. «За что»,- он вторит ей, отвечая на их общее горе, опуская в бессилии руки, ведь так больно, что невозможно устоять... оторваться друг от друга, сорвавшись в пропасть, помогая любимому, поддерживая падающее в бессилии его тело, последний раз возносясь над его уже почти мертвой душой...
Прозрачная музыка Моцарта, прозрачная, на полутонах, грусть, и любовь-вечность. Любовь-беззащитность, даже со сцены, даже облаченная во флер Великолепного века, но такая близкая всем нам; такая пережитая всеми нами в этой жизни, или в других наших жизнях, такая хрупкая, ускользающая, обреченная с самого начала- слезы в глазах...
Зал замер. Зал взорвался аплодисментами. Зал встал.
Aurélie Dupont, Nicolas Le Riche
Angelin Preljocaj "Le Parc"
Wolfgang Amadeus Mozart
смотри здесь