Иван Васильев. Балет через нижнюю чакру. Часть 1. Щелкунчик. Большой театр.

Mar 10, 2014 20:53

Уважаемые балетолюбивые друзья, это не вполне рецензия, скорее просто поток мысли)), но с любезного разрешения Ольги - делюсь.

Оригинал взят у simplyzet здесь))

Щелкунчик был 3 января. Не прошло и двух месяцев… А нет, прошло))) Но если уж так сложилось, что этот сезон у меня внезапно пошел под знаком Вани, надо же все таки собраться и осознать, к чему бы эти намеки судьбы. Тем более, что до того я на его спектаклях ни разу не была.




Этот пост - не рецензия в полной мере, скорее просто поток дневниковых мыслей, но хоть в такой форме мне хочется оставить зарубку на память. Не слишком погруженные в балет друзья, не чуждые, однако, общекультурного дискурса, в котором у Вани есть своя достойная ниша, особенно после нескольких секунд феерического полета на открытии Олимпиады, когда на него обратили внимание и те, кто про наш балет помнит только как про советский бренд, так вот, друзья меня спрашивали - а как ты именно на него попадаешь? Пока по-разному.

До этого сезона я его не видела, так как когда начала активно интересоваться балетом - они с Наташей уже уехали. Но, читая отзывы и смотря видео рисковых добрых людей (спасибо им огромное!), именно на Спартака и именно с ним я захотела просто до спазма, а учитывая скандал, который сопровождал каст на тот спектакль - кроме спекулянтов вариантов и не было. Но до сих пор считаю того Спартака лучшим спектаклем, который я видела. Щелкунчик - это перст судьбы. Брала за 3 месяца, как все, вслепую, и - нате вам. Это «жжж» неспроста, подумала я. И, вынырнув из другого проекта, который на время полностью оторвал меня от остального прекрасного, огляделась, что происходит в балетном мире, чтобы обнаружить, что через несколько дней Ваня танцует в Жизели, а дальше - уезжает надолго, а ничего другого как-то и не хочется… (нет, ну хочется, конечно, еще на пару спектаклей, но все шансы с предварительной продажей я благополучно прощелкала, так что, действуем по обстановке). Так после трех дней лихорадочного серфинга безо всякой надежды по всем билетным и лишнебилетным ресурсам он, вожделенный партер по номиналу, свалился на меня за день до спектакля прямо на сайте театра, мелькнув в ту секунду, когда я обновила страницу… Не иначе, так было надо))

Так что теперь, посмотрев Ваню в Спартаке, Щелкунчике и Жизели подряд, как Сергея Полунина до того тоже подряд в Майерлинге, Дон Кихоте и Баядерке, думаю, могу говорить, что составила некоторое представление об артисте с разных ракурсов. Кстати, Сергея после этой серии я стала воспринимать как звезду декадентской эстетики, с классикой он совпадал меньше… (Читать - на Майерлинге мне сорвало крышу до полной потери себя в пространстве, чего на остальных спектаклях не случилось)))

Что касается Вани - о чем тут говорить, это брутальное мужское начало. Причем оно абсолютно первично и не загоняется в рамки классической элегантности или принцевой утонченности, оно просто есть и довлеет над любой ролью, а спектакль - лишь предлог, чтобы плеснуть в зал тестостерона))) Что, впрочем, видимо, и оценивается благодарными зрительницами зрителями, пришедшими именно на него, так как я с трудом могу представить, что Ваня может у кого-то всерьез ассоциироваться с тем же Альбертом, особенно после того же незабываемо великолепного НМЦ. Это - вообще про другое. Но я поняла, что мне это нравится!

Итак, Щелкунчик. Преамбула еще не закончена, так как я за весь сезон еще ни разу не попала в театр без приключений. Балетолюбивые друзья могут это не читать, уберу под спойлер, это так, дневниковое.

[Не про балет]Я собиралась вывезти на этот спектакль матушку. Она не была на Исторической сцене, Новый Год к тому же, праздник… Так вот прямо по дороге туда звезды встали крайне неудачно, в атмосфере что-то сгустилось и стало ясно, что ее срочно надо возвращать домой, и хорошо, если обойдется без Скорой. Муж высадил меня посреди не самой оживленной улицы, развернулся и повез ее назад. Я осталась в каком-то непонятном темном углу ловить машину, так как решили, что он с матушкой побудет, а недешевые билеты надо попытаться все же пристроить. Остановилось вполне себе официальное с виду такси, с требуемым сейчас наростом на крыше и с сытым джигитом за рулем. Я сказала - в Большой театр. Джигит спросил - дорогу покажешь? Я спросила - а до Кремля не показать?.. Мне казалось, что меня трудно удивить нашими московскими реалиями, но жизнь не стоит на месте… Он так и не понял, почему я не села, не спешил отъезжать, еще что-то там пытался жестикулировать, и тронулся только когда остановился следующий претендент на мои кровные. Претендент был тоже джигитом, но с виду гораздо менее сытым и - неофициальным. Где Большой театр - знал.

Вторая часть Марлезонского балета ждала меня под всеми любимыми колоннами. Я в жизни не продавала билеты. Еще начитавшись про билетную мафию, рисовала себе ужасающие картины, как оная мафия подвергает меня остракизму за демпинг, а честные приобретатели - за принадлежность мафии. Плюс под ухом телефон со сводками о матушкином состоянии онлайн - хорошего вечера! К счастью давление у нее пошло вниз - она просто очень переволновалась. Они стали уговаривать меня продать только один билет, а самой сходить, типа у них уже все в порядке, а она точно не вынесет, если еще и я не пойду. Вот с этой легендой и с телефоном я и скакала под колоннами… Но ура! Миссия оказалась выполнима! И вот в таком растрепанном состоянии я честно вползла под дорогие своды.


В этот раз я опробовала середину первого ряда третьего яруса. Это - в дополнение к посту про обзорность в Большом. Мне понравилось. Как это выглядит - вот так. Высоковато, конечно, немного…










Вообще в этот вечер в Большом театре наблюдалось уникальное явление. В одном времени и пространстве давали сразу два непересекающихся спектакля. Один спектакль - «Щелкунчик» без Щелкунчика, второй - прыжки Ивана Васильева. Так что расскажу о них по отдельности.

Итак, спектакль номер раз. Как отмечал в Бахрушинке НМЦ, и что я уже цитировала, ибо крайне верно замечено, хороший спектакль - это когда ты на нем забываешь про проблемы, оставленные за стенами театра. Прямо скажу, сразу забыть не удалось. То, что «Щелкунчик» - это конвейер, сомнений нет. То что в Большом этот конвейер, скорее всего, один из лучших - думаю, тоже правда, хотя честно признаюсь, других не видела. То, что каст составляется так, чтобы вся труппа перетанцевала, тоже правда, так что слишком звездных составов ждать не приходится. Так что спектакль начался чинно, размеренно и дежурно. Очень было видно, что он втанцован и выгран уже до скрежета зубовного, все знают свое место с закрытыми глазами. Я пребывала в состоянии рассеянного созерцания до выхода Арлекина и Коломбины. Георгий Гусев и Маргарита Шрайнер -должна отметить. Еще была эмоция, сильнее - вот бывает, когда ровное течение спектакля вдруг разрывает какой-то всплеск другого уровня - я ощутила такой от китайской куклы Алексея Матрахова. Ух!))) Мышиный король - Иван Алексеев - помню, мне понравилась его пластика)) Мари - Анастасия Горячева - мила, изящна и элегантна. Когда месяцем позже я увидела ее же в Жизели, я даже не поняла, что это та же девушка, что танцевала Мари, настолько стерся тот ее образ… В принципе - это все, что можно сказать про первый спектакль. Ну не считая музыки Чайковского, которую можно просто слушать, и одного этого будет уже немало, общей приподнятой атмосферы Нового года и сознания приобщения к высокому искусству.

Теперь спектакль номер два. Хотя, у немалой части зала он был номер один. И, в принципе, я к этой части присоединилась. Сразу скажу, если еще непонятно из всего предыдущего текста: Щелкунчик - не ванино амплуа. Как он был мощен и органичен в Спартаке, так не принц он ни разу тут, как бы бережно не тянул ноги и деликатно отводил руки. Но знаете, я готова сказать - да ну и бог с ним с принцем, ты главное - прыгай!))) Как вот человек зависает в воздухе, аж сердце замирает, аж мурашки по коже? Балетолюбивые друзья в курсе, для небалетолюбивых положу маленький кусочек любительской записи, вот таким мы вынуждены довольствоваться. Хотя это чисто составить представление, истинный эффект тут, конечно, не очень ощущается. Кому только его соло - с 6:44 и с 11:08.

image Click to view



Вот таких полетных моментов было два или три. И по эмоциям они составили вполне себе полноценный спектакль, о котором есть что вспомнить. Парадокс? Может быть. Для меня точно, потому что я обычно очень чувствую неорганичность, хочется унести впечатление о целом, в котором сошлись все составляющие. Мне кажется, что в этом случае такая задача не ставилась априори. Но результат, а точнее два результата мне понравились каждый сам по себе. Где еще такое увидишь кроме родного Большого театра?)))

Ну и напоследок - пара фото с поклонов. А, я же еще не сказала, что в довершение ко всем приключениям этого дня у меня перед выходом в театр отлетела какая-то важная деталька от приготовленного фотоаппарата, причем - с концами. Взятый на замену старенький фотик давно потерявший зум, после десятка кадров достиг полного расфокуса, так что крупных планов Ванечки ждите до следующего поста)) А еще в антракте я выронила из сумки и потеряла наушники от телефона...

Ну ничего. Зато матушка оклемалась, наушники мне новые купили, а я посмотрела на Ванечку! Жизнь прекрасна... Фоты - уж какие вышли.







А это - последнее прости старого фотика - новогодняя ярмарка перед БТ, паровоз какой-то, с него что-то вкусное продавали и горячее...



Продолжение следует.

Большой театр, "Щелкунчик", Москва, 2014-01, Васильев Иван

Previous post Next post
Up