Оригинал взят у
sudite_strogo в
Новые балеты в МТ До конца читать не заставляю.
В МТ прошла премьера новых балетов и это событие все-таки очень важное. Я лицо до некоторой степени заинтересованное, но имею высказать сумму мыслей, хоть и предвижу упреки в адрес свой и хореографов.
Проще всего от этих премьер отмахнуться. Ну, оба автора ставят всего около трех лет, то есть «молодые хореографы». Нет ничего хуже быть в нынешней истощенной балетной России «молодым хореографом» - то есть, после отъезда из страны известного постановщика, - кем-то недоразвитым, почти не имеющим шансов на рост, объектом шуток про импортозамещение.
Ну да, жаль, что у хореографов Петрова и Пимонова фамилии не Майо и Прельжокаж. В недавнем интервью Дмитрия Ухова на colta.ru есть мысль: «Традиционно русское в музыке - придавать значительность чужим экспериментам». То же справедливо для балета - втройне. Недавно удалось посмотреть свежие работы одного из лучших хореографов-академистов Кристофера Уилдона и набирающего мышечную массу вундеркинда Джастина Пека. Оба работали с симфонической музыкой, оба избрали жанр абстрактного балета-концентрата, жанр balanchinesca.
При равных исходных премьеры в МТ сделаны более чутко к нюансам музыки, композиционно изощреннее, думаю, что и физически труднее. (Реплика из-за кулис с женской стороны: «такое ощущение, что рожаешь». Равносильно знаменитой реплике балерины А после дебюта в балете Форсайта: «будто вместо пота кровь выступает».) Сделаны с попыткой разобраться в поэтике классического танца, - сформулировать законы композиции и танцевальной полифонии (то есть соотношения синхронно работающих групп и солистов), а не механически заматывать в быстрой перемотке уже известные комбинационные модели (что видно, например, у Пека)
В новых балетах есть, конечно, объективные несовершенства. Это не шедевры. История балета без них, наверное, не много бы потеряла. В этой легкой необязательности - их обаяние и raison d'être. Это, если угодно, пища повседневности, свежий рабочий материал для тел танцовщиков - которого нынче немного, согласитесь.
Проще всего уличить авторов в заимствованиях и подражании: с недавних пор быть учеником и подражателем стало постыдно. Чесслово, я не верю в гениальных новаторов, падающих из небесных пеленок на нашу грешную землю. И отрефлектированное, критическое подражание (ктр имеет место в новых балетах) гораздо лучше доморощенного философствования и бесстыдного запуска в тираж фишечек (сценографических идей, необычной обуви), подсмотренных вчера ночью на VHS.
Вот еще одна мысль Ухова о музыке: «Авангард будет заключаться не в том, что ты что-то открыл, а в том, что вам коллективно удалось что-то сделать». В этом смысле двойная премьера в МТ, кооперация двух непохожих хореографов для создания вечера неоклассических балетов - акт, конечно, коллективный.
В премьерах есть, что обсуждать, помимо общих впечатлений и мерещений (похоже, мол, на то и на это) - обсуждать на молекулярном уровне. Например о том, как может работать в классической хореографии принцип tempo rubato, справедливы ли сегодня барочные рассуждения о неравных «мерах времени» в танце. О необходимости темповых контрастов в танце при неизменном темпе музыки. О красоте и самоценности орнамента, о сложности его восприятия зрителем (см. снова на Кольте недавний разговор о том, что «искусство всегда не надпись, а узор»).
Наконец, о том, что идея «чистых балетов», баланчинесок - когда берется симфония или концерт минут на 20, обдирается сцена до черных кулис и белого экрана, да и запускается шесть пар артистов в репетиционной форме - такая форма спектакля себя почти исчерпала, идея потеряла эластичность. По-видимому, потребуется устройство более сложное, многоходовое, возврат к театральности в ее широком смысле (на этот счет стоит посмотреть свежую «Ундину» в БТ).
Наверное, самое важное, что есть в работах Максима Петрова и Антона Пимонова - ощущение готовности к этим более сложным формам. Потому что язык и форма спектакля конца ХХ века ими уже освоены - так, что (пардон за ненаучную категорию) смотреть интересно.
Дальнейший разбор хореографии и оформления вынужден прекратить, сообразуясь со служебным положением.