Оригинал взят у
evg_ponomarev в
Ульяна Лопаткина в балете "Анна Каренина"27 июня
Мариинский театр. Новая сцена
Фестиваль "Звезды белых ночей"
Балет Алексея Ратманского "Анна Каренина" я возненавидел в день премьеры. Тогда, в 2010 году, главной героиней вечера была Майя Михайловна Плисецкая, блиставшая в Царской ложе исторической сцены (новой еще не построили). На сцене же все было невпопад, включая остановившийся на самом интересном маневре
железнодорожный вагон. Очень раздражала пустая хореография (и простят меня любители Щедрина - пустая музыка). От Ратманского мы ожидали много большего. И даже удачное в целом выступление Дианы Вишневой не сняло неприятных ощущений.
С тех пор на "Анну Каренину" я не ходил. Пришел на 43 спектакль - посмотреть, чем отличается Анна Ульяны Лопаткиной, про которую говорили много, но я лично многого не ожидал. Напрасно. Пожалуй, это лучшая роль Лопаткиной, начиная с 2003 года (ее возвращения на сцену). Драматический талант этой балерины, который заметен всегда и везде, здесь раскрывается максимально. Я почти не обращал внимания на скучную музыку и совершенно забыл о том, что хореография в балете крайне неудачна. С самого начала от Лопаткиной не оторваться: ее трагический взгляд, которым она владеет в совершенстве с первой же Одетты, в соединении с точностью жеста создает уникальную атмосферу. Руки Лопаткиной всегда много интереснее, чем у Вишневой: здесь в монологах и дуэтах-трио (с Вронским, Карениным и Вронским-Карениным одновременно) она делает руками всю роль. И уже нет никакого дела до того, что балерина регулярно ошибается даже в простеньких вращениях (тем более, что вместе с ней ошибается и Вронский Андрея Ермакова) - до этого ли, когда глаза и руки создают подлинную драму. Удачу Лопаткиной приносит и еще один талант, который крайне редко удается Вишневой: Лопаткина играет легким поворотом головы, моментальным взглядом, внезапным всплеском рук. Как всегда, ей больше удаются конфликтные дуэты, а не любовные; больше удается истерика, а не медитация. И тут роль Анны Карениной создана, казалось бы, прямо для нее. Маргарита (в "Маргарите и Армане") у нее тоже хороша, но мало трогает. Здесь же в каждой сюжетной коллизии по-настоящему сопереживаешь.
Из других артистов хочется отметить Анастасию Лукину, которой удалось передать трогательную невинность Кити (не видел раньше эту балерину), и Виктора Баранова (которого помню еще Зигфридом и Ромео), сумевшего соединить Каренина-человеческую машину (так у Толстого) и Каренина-страстного и покинутого любовника (так в балете).
Думаю, на творческом вечере Ульяны Лопаткиной, который пройдет в воскресенье, ей не удастся произвести большего впечатления, чем в партии Анны. Кажется, что именно этот балет стал венцом ее карьеры в Мариинском балете.