Как ни странно, в Дании балет менее популярен, чем опера, поэтому для привлечения внимания к этому виду искусства каждый год в начале лета и, соответственно, конце сезона Королевский балет Дании отправляется в концертное турне по всей стране. В этом году в турне участвовали почти исключительно солисты и премьеры труппы, только трое мальчиков было из кордебалета.
Эти бесплатные концерты проводятся в разных городах на открытом воздухе, поэтому все очень зависит от погоды. В этом году мне удалось побывать на двух таких концертах - в Хорсенсе и Коллинге, 12-го и 16-го июня соответственно. С концертом в Хорсенсе 12-го июня очень повезло, была прекрасная теплая погода и все прошло, как нельзя лучше; 16-го июня, в общем-то, тоже повезло - в том плане, что не было дождя - но холод был жуткий, так что танцовщики исполняли номера в гамашах и телогрейках. Я оторвалась по полной с фотоаппаратом и даже засняла на свою мыльницу несколько клипов - в основном, современных номеров, поскольку классику на таких концертах в полной красе не представишь, прыгать толком нельзя и пр.
Ну а теперь подробнее об увиденном.
Начинались концерты с приветственного слова Николая Хюббе.
Собственно, еще до концерта можно было наблюдать за разминкой артистов, и чувствовалось, что у них у всех отличные отношения между собой. Вот здесь на разминке Лена-Мария Грубер и Йон Аксель Франссон:
Первым номером программы была классика - па-де-де из "Дон Кихота" в хореографии Хюббе по мотивам Петипа (это одна из премьер будущего сезона). Исполняли его Лена-Мария Грубер и Йон Аксель Франссон. Для формата такого концерта все прошло хорошо, много красивых поз, и даже были прыжки и фуэте - но так, в усеченном варианте. Разумеется, все выступления проходили под запись.
Второй номер был современным - "Танцуя с гневом" ("Dancing with Anger") в хореографии Лотте Сиг (Lotte Sigh), под музыку Генделя и Туне Мадсена. Танцевали солист Йонатан Хмеленски (Jonathan Chmelensky) и Тобиас Преториус (кордебалет). В этом номере рассказывается о той злости, которую некоторые люди проносят с собой через всю жизнь. Несмотря на все усилия, она постоянно находится рядом с человеком, поскольку то, что вызвало ее, затронуло такие глубины, что, возможно, эта злость не исчезнет никогда. Если человек постарается ее запрятать поглубже, она его съест изнутри. Выживание зависит от способности укротить и не избегать ее.
Этот номер мне понравился меньше других из современных номеров, хотя танцевали ребята очень хорошо (Тобиас Преториус в черной маске; кстати, он еще совсем молоденький, ему, по-моему, 19 лет, а уже отлично выступил в заметных ролях в т.ч. класического репертуара). Должно быть, тема оказалась мне не особенно близка. Так вот, я его начала записывать, но примерно на середине номера запись остановила, не потому, что мне совсем не понравилась, а опасалась, что не хватит места для других номеров.
Click to view
Потом был "Праздник цветов в Чинзано" нашего датского всего, т.е. Бурнонвиля, па-де-де на музыку Эдварда Хелстеда и Х.С. Паулли. Тут танцевали солистка Кицци Матакис (Kizzy Matiakis) и Андреас Кос (Andreas Kaas). Такой милый буколический танец в красивых костюмах. Надо сказать, Кицци - отличная актриса, в каждом танце создает образ и поэтому любое ее выступление - как маленькая история. К тому же она хорошо сложена и музыкальна.
После этого наступил черед самого, пожалуй, мне понравившегося современного номера - па-де-де из "Viscera" Лиама Скарлетта на музыку Лоуэлла Либермана. Созданная в 2012 г. "Viscera" уже сейчас считается новой классикой. Этот балет - типичный пример уникального динамичного стиля, создавшего имя 28-летнему англичанину Лиаму Скарлетту.
"Viscera" на латинском языке означает внутренние органы; это, разумеется, абстрактный балет, но зрители все равно ощущают, что Скарлетт рассказывает историю; элегическое интенсивное па-де-де, требующее отточенного контроля любого движения - прекрасная демонстрация возможностей тела, заряженного эмоциональными секретами ( это все придумала не я, так в буклете было написано). От себя могу добавить, что танец очень красивый и много замечательных поддержек, причем было легко поймать позы для снимков - т.е. действительно все отточено.
Солистка Александра Ло Сардо была, видимо, в образе, поскольку вся была устремлена "внутрь себя", а Ульрик Бирккъэр (единственный премьер на этом концерте) мне вообще очень нравится. Правда, в паре мест были какие-то непонятки с поддержками - снимала я в холодный день и что-то у них не совсем в такую погоду получилось.
Click to view
Потом было па-де-де из "Щелкунчика" в исполнении Кэролайн Болдуин и Йонатана Хмеленски - в основном, красивые костюмы и позы, все очень мило.
После этого было па-де-де из "Ромео и Джульетты" Ноймайера в исполнении моей любимицы длинноногой Иды Преториус (старшей сестры Тобиаса) и Андреаса Коса. Они оба молодые и красивые, и трагизм последней ночи перед расставанием передали очень хорошо.
После "Ромео и Джульетты" выступили Кицци Матиакис и Йон Аксель Франссон с комическим па-де-де из произведения молодого шведского хореографа Александра Экмана "Cacti" на музыку Йозефа Гайдна.
Сам "Cacti" - энергичное музыкальное произведение для 16 танцоров, использующих свое тело в качестве инструмента. Подход Экмана к танцу наполнен юмором и лишен претенциозности. "Какти"- удачная и остроумная зарисовка к современной тенденции интеллектуализации танца. Сам Экман так говорил о своей работе : "По моему мнению, непривычным зрителям иногда кажется, что от них ожидают какого-то особого понимания танца - "Сасti" задуман как освобождение от этих предрассудков, как свежее дыхание". Ну и что говорить - это надо видеть:
Click to view
После "Cacti" последовало уже русское "наше все" в виде па-де-де из "Лебединого озера" в исполнении другой моей любимицы солистки Холли Джин Доргер и Ульрика Бирккъэра. Холли, как и в виденном мной этой весной балете, была красива и трогательна. Музыка бесподобна.
Ну и в завершении программы (надо сказать, длящейся почти два часа) последовала тарантелла Августа Бурнонвиля из "Неаполя" - праздник для глаз, в котором были заняты абсолютно все.
Click to view
Настроение после такого концерта было отличное. В следующем году опять пойду!