Ковент Гарден - Woolf Works - indeed she does

May 17, 2015 15:18




В Ковент Гардене нашли свою идеальную комбинацию идея-хореограф-реализация.
Уэйн МакГрегор (Wayne McGregor) поставил триптих по работам Вирджинии Вульф.
Если можно найти генетический код театра, то эта постановка для Ковент Гардена - он и есть. Не нарративы Кристофера Уилдона и не абстракции Баланчина, и не Петипа и производные на его основе.
В работу взяли три книги.
Первая часть была по  Миссис Дэллоуей (кстати, этой книге в этом году исполняется 100 лет!). Это была единственная из трех частей, где прослеживались повествовательные линии.
Миссис Дэллоуэй показывают сразу в двух возрастах - юная девушка, только выбравшая за кого из двух молодых людей, она выйдет замуж, и женщина, у которой уже у самой дочке почти двадцать лет


Интересно, что для изображения Миссис Дэллоуей в возрасте пригласили Алсессандру Ферри (Alessandra Ferri) - ей 52 года. Она уже лет семь как закончила свою танцевальную карьеру. Безусловно, её партия - менее скоростная, мене сложная технически, но она казалась гораздо более насыщенной из-за эмоционального багажа, который Ферри принесла вместе с собой. Все-таки возраст, если его переживать, идти сквозь него, а балетные, как мне кажется, проживают возраст как никакая другая профессия - он дает глубину человеку. И она ощущается даже на расстоянии. Ферри в Миссис Дэлдлоуей исполняла отчасти ещё и альтер-эго автора, поэтому мы увидели её ещё раз в завершающей части триптиха.



Вторая линии в Миссис Дэллоуей - это история молодого мужчины, вернувшегося с Первой мировой войны, потерявшего там друга (и постановка как-то интерпретирует их отношения так, что возникает иллюзия, что отношения были гораздо более близкими. Хотя я, читая этот роман (читала специально к походу в театр), поддержки этой идее в тексте Миссис Дэллоуей не нашла. Эдвард Ватсон (он мне кажется самым "на разрыв" артистом Ковент Гардена) играет  изломанного войной человека не просто достоверно, а натуралистично. Фрагмент с открытой репетиции, где работают именно над этой партией. С 10 минуты идет "drafting" - Эдвард проходит "в голове" по прорабатываемому куску. А с 12 минуты - можно посмотреть, как это звучит под музыку (музыка не вполне идентична тому, что было в зале, потому что это композиторская версия на каком-то специальном оркестровом синтезаторе Сибелиус)

image Click to view



Мне очень понравилось оформление сцены (за них отвечали Cigue, We Not I). Совершенно простая конструкция из трех деревянных квадратов, даже и не очень трансформируемая, но с помощью света и проекций  ставила ровно необходимый акцент. На этой фотографии обратите внимание на персонажа Эдварда Ватсона - всё ломаное, всё истерзанное. В книге этот персонаж в конце-концов совершенно сходит с ума и выбрасываетс из окна. (Вульф, я так понимаю, достаточно автобиографично описывала его ощущения, у неё был опыт не просто депрессий, но и попыток суицида)


МакГрегору удалось вытащить из книги атмосферные нити и передать дух книжной реальности Вульф.
А вот из-за этого, я думаю, в Москве шансы на постановку небольшие.


Вторая часть поставлена по книге Орландо. Я её не читала, поэтому воспринимала всё просто визуально. Вернее, сначала я пыталась понять концепцию, вычленить какие-то сюжетные линии, но где-то посередине этого акта, во мне что-то как будто раскрылось навстречу происходящему на сцене, и вдруг полное погружение.  Если пытаться проанализировать то, что пытались исследовать, то скорее из перемен костюмов, чем из манеры исполнения, мне показалось, что работали с концепцией гендера. Но теперь я понимаю, что задумываться вообще не было нужно. Можно было безусловно нырять в происходившее на сцене.   В целом акт воспринимается как происходящий на безумной скорости, хотя был дует Осиповой и Стивена МакРе (McRae) - медленнейшие перетикания очень сложных поз одна в другую, тебя как будто бы пускают внутрь балетного движения - как будто перед тобой разворачивают slo-mo. А закончился акт безумной полифонией всех двенадцати танцоров, как выстрелы фейерверка. На третий акт страшно было идти, потому что то, что создали за второй акт, не хотелось потерять.








Третья часть построена на книге На волнах (On the waves)  и предварялась чтением предсмертной записки Вульф (во время ВТорой мировой войны она почувствовала скатывание в период безумия-депрессии, и наложив камней в карманы пальто, пошла на реку и утопилась). Записка очень теплая и не оставляющая тоски.
На заднем фоне на сцене шла очень замедленная проекция набегающих океанских волн. Очень уместно. По мере движения по акту скорость волн увеличилась. Max Richter, специально написавший музыку к этому балету, увеличивал и музыкальный диапазон. На нас шла именно что волна.



Кусок репетиции па-де-де из этого акта.

image Click to view



И если говорить про спектакль в целом. Меня поразило, что МакГрегор нашел разный язык для каждой из частей. Возникало впечатление, что ты смотришь постановки трех разных хореографов, и в то же время они сидели на единой нити. И после феерии второй части нас именно что не расплескали третьей, а выпустили в вечер, дав завершить переживания.
Будет ещё четыре представления до конца мая - если увидите билеты в продаже, имейте в виду.

Уотсон Эдвард, МакГрегор Уэйн, Ковент-Гарден

Previous post Next post
Up